Не все знают, что принцесса Алиса, мать недавно почившего принца Филиппа, герцога Эдинбургского, была православной монахиней и создала в Греции христианское сестричество Марфы и Марии по образцу Московского, основанного её тётей – новомученицей великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Во времена социальных кризисов, войн, эпидемий опыт таких движений, малоизвестный Греции, да и всему православному миру, заслуживает особого внимания. Как отметил в прошлом году на международном симпозиуме, посвящённом служению диаконисс, основатель Преображенского братства в России отец Георгий Кочетков, «святая мученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна готовила почву для восстановления чина диаконисс, имея в виду не только сугубо литургический контекст этого служения, что выразилось в большом количестве публикаций на эту тему в начале ХХ века в Русской церкви. Она создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве и, конечно, думала о том, насколько нужны были диакониссы для церкви и для всего русского народа».
Личность святой Елизаветы была настолько притягательна, что сумела расположить к себе даже большевиков, которые в конце 1917 и начале 1918 года, ко всеобщему удивлению, не осмелились разорить Марфо-Мариинскую обитель и арестовать её настоятельницу. Когда они впервые приехали осматривать обитель, один из них, по-видимому студент, даже похвалил жизнь сестёр, сказав, что никакой роскоши здесь нет, а дисциплина и добрый порядок никоим образом не заслуживают порицания. Видя его искренность, святая Елизавета завела с ним беседу о социалистических и христианских идеалах. «Кто знает, – заметил её неизвестный собеседник-большевик под влиянием её аргументов, – возможно, мы идём к одной цели, только разными путями». На поздравления сестёр с таким успешным завершением первой встречи с большевиками настоятельница ответила: «Очевидно мы недостойны еще мученического венца». Но венец этот был уже недалёк. Через несколько месяцев великая княгиня Елизавета Фёдоровна была зверски убита большевиками, и Ленин приветствовал её убийство словами: «Добродетель с короной на ней – больший враг мировой революции, чем сотня царей-тиранов».
Принц Филипп, герцог Эдинбургский, который был похоронен в часовне Святого Георгия в Виндзорском замке 17 апреля сего года, в декабре 1969 года похоронил там же свою мать, 84-летнюю принцессу Алису, православную, которая основала в Греции сестричество, подобное Марфо-Мариинской обители. Незадолго до своей смерти мать принца Филиппа выразила желание быть похороненной в Иерусалиме в Гефсиманском саду, рядом со своей тётей великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Её желание было исполнено через девятнадцать лет после смерти – гроб был перенесён в склеп в Гефсимании на Елеонской горе, и поставлен рядом с гробом её тети. На её могиле написано: «Твоя воля».
Вдохновленная служением Елизаветы Фёдоровны, принцесса Алиса в Греции основала в 1939 году сестричество монахинь, которое называлось так же, как созданное её тётей в Москве – «Христианское сестричество Марфы и Марии». Это было первое братство такого типа в Греции, где в то время доминирующие позиции занимало скорее политически, чем социально ориентированное братство «Зои». Дело принцессы Алисы было вдохновлено отрывком из Евангелия о встрече Христа с сестрами Лазаря Марфой и Марией: «Марфа-Марфа, ты о многом заботишься, но нужно только одно».
Принцесса Алиса сознательно стала православной, чего не могло принять её аристократическое окружение, подвергнувшее её жестокому бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. В 1930 году ей поставили диагноз «шизофрения». Это сделали психиатры, которые всё объясняли либидо и, конечно, не имели надлежащих знаний о человеческой душе. Они не только не могли верно определить причины психиатрических проблем, но и сводили с ума разумного человека.
Когда началась Вторая мировая война, Алиса жила в Афинах и отказалась покинуть Грецию, оккупированную нацистами. Вместо этого она развернула масштабную благотворительную деятельность, работала на бесплатных столовых и пыталась использовать свой королевский статус для закупки медикаментов для греков, как писала её мать Виктория: «Она заботилась о самых бедных людях». Когда Алису, немку по происхождению, во время оккупации посетил немецкий генерал и спросил её: «Чем я могу вам помочь?» – она ответила: «Вы можете вывести свои войска из моей страны!»
Принцесса свободно передвигалась по стране и во время Гражданской войны, когда бушевали бои в Афинах, оказывала помощь там, где она была нужна, не боясь погибнуть. В январе 1949 года принцесса Алиса в сером халате «ушла от мира» (её слова) и уехала на остров Тинос, где ей была предоставлена земля от церкви Евангелистрии. С этого времени и всю оставшуюся жизнь она продолжала носить иноческое облачение даже в Букингемском дворце, где жила вместе со своим сыном принцем Филиппом после произошедшего в Греции в 1967 году военного переворота «чёрных полковников».
Принцесса Алиса и её сёстры всегда заботились об униженных и угнетённых. В частности, её также с любовью вспоминали за то, что она укрывала еврейскую семью в своей резиденции в Афинах во время нацистской оккупации Греции. И это резко контрастирует с тремя её дочерьми, вышедшими замуж за сторонников нацистов. Сообщается, что она заботилась о разыскиваемой гестапо для депортации в концентрационные лагеря в Германии семье Коэнов, проводя с ними часы; однажды она даже использовала свою глухоту как предлог, чтобы отмахнуться от гестапо. Как сказал Филипп Коэн, один из потомков семьи: «Мы все обязаны своим существованием мужеству принцессы Алисы».
В 1993 году принцессе Алисе было присвоено звание «Праведник народов мира». Коэны даже предложили назвать улицу Иерусалима в честь принцессы Алисы. Но её покойный сын никогда не стремился к почестям для себя и своей матери. «Я подозреваю, что ей никогда не приходило в голову, что её поступок был каким-то особенным», – сказал принц Филипп в 1994 году, когда приехал, чтобы посадить оливковое дерево на её могиле. «Она была человеком глубокой веры и считала это нормальным проявлением человечности по отношению к людям, попавшим в беду».
Жизнь и деятельность этой православной монахини, принцессы Греции Алисы, требуют дальнейшего научного и богословского изучения.