В 1920 г. Борис Холчев окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1922-м году проф. Челпанов пригласил своего одарённого ученика на должность сотрудника Научно-исследовательского института психологии. Но, отказавшись от защиты почти готовой кандидатской диссертации, Борис Холчев по совету оптинского старца Нектария решил стать священником, чтобы служить церкви в ситуации начинающихся гонений (в 1922 г. он был впервые арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей). 21 июля 1928 г. еп. Арсений (Жадановский) рукоположил Бориса Холчева в священники к московскому храму Николы в Клёниках. О. Борис стал помощником о. Сергия Мечева. 16 февраля 1931 г. он был арестован и осужден на пять лет ИТЛ как организатор «антисоветской организации, состоящей из лиц религиозного культа». После освобождения в 1938 г. десять лет жил в ссылке в Рыбинске.
Своих духовных чад о. Борис учил: «Во всякой обстановке надо жить. Как же люди в лагерях находятся? Нужно жить духовной жизнью, нельзя откладывать ее до тех пор, пока тебя освободят, – а жить там, с уголовниками!». Он считал, что «подвиг аскетический отошел», а «подвиг нашего времени – мученический».
О. Борис принадлежал к духовенству, которое не признало предложенный митр. Сергием путь компромисса между церковью и советской властью. Однако ослабление гонений на церковь в военные годы и избрание в 1944 г. нового патриарха позволило ему выйти на «открытое служение». С 15 сент. 1948 г. он служил штатным священником в Фергане, а с 7 июня 1953 г. – в Ташкентском кафедральном соборе.
Именно ему епископ Ермоген (Голубев) поручил крещение взрослых людей. В Ташкенте, в разгар новой волны гонений на церковь, архимандриту (с 1955 г.) Борису удалось возродить институт катехизации.
Еще в Фергане, «в крещальне, занимавшей отдельный домик, <…> о. Борис благословил сделать полукруглую надпись во всю стену: «Свет Христов просвещает всех», – и написать большую икону «Господь Вседержитель»». В Ташкенте о. Борис готовил крещаемых к таинству месяцами. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «После исповеди о. Борис сказал, что мне необходимо крещение. Перед этим он беседовал со мной в крещальне, давал читать духовные книги. После прочтения у меня возникал целый ряд вопросов. Он отвечал на них, объяснял. От него летела на крыльях».
Огласительные беседы с крещаемыми», составленные архим. Борисом, были изданы в 1991 г. и впоследствии неоднократно переиздавались. Предлагаем вашему вниманию отрывок их этой книги «Цель Крещения».
Использованы материалы книги «Духовное наследие архим. Бориса (Холчева). Проповеди, дневниковые записи, беседы и письма» (М., 2006).
Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
– Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? – такой вопрос предлагается взрослым <…>.
Говорят: «Для того чтобы быть крещеными»; или: «русские должны быть крещеными»; или: «чтоб веровать и быть здоровыми»; или «чтоб иметь веру» и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» – «Чтоб быть в Ташкенте».
Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.
Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.
Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их – и все, и они будут крещеными.
В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. – Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, но их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения».
Синод не признал такого крещения <…>.
Юноши и девушки при поступлении в вуз или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность, а вы не трепещете.
Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: «нет». Некоторые даже добавляют: «Как можно молиться некрещеному?» Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения.
Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.
Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).
Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам)».
Пять дней научения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет.
Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это – второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33). <…>
Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! <…>
Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2 Пет.1,11).
По материалам сайта www.azbyka.ru