Откуда берутся такие люди?

20 июля 2017
Члены двух малых православных братств – Свято-Троицкого и Свято-Серафимовского – приняли участие в работах по благоустройству территории будущего мемориального центра «101 километр» в Малоярославце, познакомились с городом, посетили храмы, в которых служили священники, причисленные в последние десятилетия к лику святых.

Часть гостей, взрослые и подростки, приняли участие в работах по дальнейшему благоустройству территории будущего мемориального центра «101 километр», который создается в доме Шиков-Шаховских на Успенской улице. Директор Фонда Елена Евгеньевна Старостенкова приняла гостей, провела небольшую экскурсию по дому, рассказала, каким планируется музей. Многие из участников читали двухтомную переписку «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века», поэтому необыкновенно важным и ценным стало то, что они побывали в доме Шиков-Шаховских и смогли помочь – ведь работы по восстановлению дома и благоустройству участка непочатый край.

С историей города, ставшего в 1930-годы столицей «101 километра», знакомила гостей краевед Зоя Николаевна Старыгина и ее коллеги.

Сквозной темой поездки и подготовки к ней стал вопрос о том, откуда берутся и как формируются люди высокой духовности, нравственности и чувства долга? Он обсуждался на небольшом семинаре, который предшествовал приезду группы в Малоярославец.

В ходе семинара прозвучали рассказы о круге родителей и учителей отца Михаила Шика и Наталии Дмитриевны Шаховской – о людях, чьи духовные и культурные традиции они восприняли. Одно из выступлений было посвящено Приютинскому братству. Второе – сообществу людей искусства, сложившемуся в имении В.Д. фон Дервиза в Домотканово; третье – судьбе «милосердной княжны» Натальи Ивановны Оржевской (в девичестве княжны Шаховской), память о которой чтут на Украине, а в России об ее обширной благотворительной деятельности, в том числе в рамках Русского студенческого христианского движения, вспоминают незаслуженно редко. Между тем ее имя вписано и в историю Малоярославца, где она часто бывала в доме своей племянницы Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик.

– Мне представляется, что главный вывод семинара и последующего знакомства с историей Малоярославца состоит в том, что процесс воспитания и духовного роста человека не линеен, многосложен, включает в себя много факторов как личного порядка, так и общественного, – отметила директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца» Елена Старостенкова. – Примечательно, что плеяды людей высокой духовности, прославившие Россию в искусстве и в науке, возникли в тот период российской истории, когда во множестве рождались малые сообщества – земства, братства и союзы различной направленности.

Материал подготовили Ирина Елисеева и Мария Патрушева

загрузить еще