Сретение Господне: встреча человека с Богом

18 февраля 2019
О смысле праздника «МИР 24» рассказал духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков
Сретение Господне. XI в. Греция. Фокида, монастырь Осиос Лукас
Сретение Господне. XI в. Греция. Фокида, монастырь Осиос Лукас

«Слово «Сретение» в переводе со славянского означает «встреча», – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон. Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу.

На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророка «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира, которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.

И вот, по внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Он тут же узнал будущего Спасителя, взял на руки младенца (поэтому он и называется Симеон Богоприимец). Вторым участником встречи была праведная пророчица Анна. Она всю жизнь, как и другие праведники того времени, ждала исполнения пророчества о пришествии Мессии. Именно Симеон и Анна – свидетели перехода от эпохи Ветхого завета к эпохе Нового завета.

«Евангелие замечательно открывает нам именно дух встречи. Так случилось, что в этот день встретились Ветхий и Новый Заветы, и соединились друг с другом, и как бы оттолкнулись друг от друга. Младенец был исполнением Закона и пророчеств о пришествии Бога к своему народу, к людям, которые его ждут», – поясняет отец Георгий.

«Конечно, мы не можем настаивать на буквальности передачи этого события, ведь Евангельская притча – не репортаж, задача евангелиста – прежде всего донести духовный смысл происходящего», – продолжает священник. 

Почему же этот праздник так торжественно отмечается? Все дело в том, что духовный смысл праздника состоит во встрече человека с Богом. Той встрече, которая, как правило, бывает в жизни всех верующих людей.

Старец Симеон сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих». «В этих пророческих словах открываются два пути жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. И нет третьего пути», – сказала корреспонденту «МИР 24» культуролог, педагог Центра «Рождество» Анастасия Абрамова. 

«Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу или топтаться на месте, или вовсе повернуться к нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни – с верой и любовью, а другие – с неверием и ненавистью». 

Часто в житейских разговорах и даже в статьях о Сретении можно встретить расхожее представление, будто это день, когда зима встречается с весною. «Происходит самая настоящая подмена христианского, духовного смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать», – говорит Анастасия Абрамова. 

Самая главная мысль праздника состоит в том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. «Каждый человек хочет жить не просто по законам и предписаниям, пусть и спущенным прямо от Бога. Он хочет жить творчески, так, чтобы радовалась его совесть, чтобы сила веры, свободы и любви, открытость к людям была и в его сердце и передавалась другим, чтобы и из него, как говорит сам Христос, потекли «реки воды живой», – говорит Георгий Кочетков. Вот такое преображение и происходит с человеком, когда он всей душой открывается навстречу Богу. И начинает прислушиваться к его воле, понимать, чего Господь хочет от него. Если же у человека еще не произошла его встреча с Богом, то каждый в силах приблизить ее, пойти навстречу с верой и надеждой.

Так же и по отношению к ближним, к тем, кто нас окружает. «Мы редко живем в радостном напряжении встречи и общения, подменяя их контактами: профессиональными, личными. А часто – и корыстными интересами, оправдывая это скудостью своих средств, своей жизни, – говорит Георгий Кочетков. – Мы забываем, что эта скудость – в нас. Это наше сердце узко, заскорузло, это нам трудно вместить наших ближних. Это мы больше думаем о себе и своём, а потом удивляемся, почему мы малоинтересны другим. Это мы хотим, чтобы нас благодарили, чтобы нас ценили, чтобы с нами общались, забывая, что общение есть подвиг и что человек, находящийся в постоянном общении в своем здешнем, земном бытии, – настоящий подвижник».

Источник: МИР24
загрузить еще