Традиционно совместно с миссионерским отделом Екатеринбургской епархии организаторами чтений выступили Свято-Елизаветинское и Свято-Екатерининское малые православные братства.
Нельзя не порадоваться тому, что у собравшихся здесь людей не иссякает желание изучать историю своей земли и своего народа и особенно жизнь своих мучеников, благодаря которым мы сегодня живем, – сказал в приветственном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. – Елизавета Федоровна, которой посвящена сегодня конференция, является человеком, чья чистота и вера у всех людей вызывает благоговейное чувство, и у тех, кто почитает царя Николая, и у тех, кто его не почитает. Это настоящий образ служения церкви, Богу и людям.
Служения, которое великая княгиня Елизавета несла вместе с сестрами собранной ей Марфо-Мариинской обители. Эта собранность во имя Христово была для нее драгоценна.
Помните, родные мои, все, что я вам говорила, – писала великая княгиня сёстрам в прощальном письме 26 апреля 1918 года. – Сплотитесь и будьте как одна душа – всё для Бога.
В ходе работы конференции ее участники говорили о жизни, вере, служении Богу и людям великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и то, насколько сегодня удаётся воспринимать её духовное наследие: подходы к устроению милосердного служения, возрождению человека и религиозному просвещению русского народа.
1917 год и последующие за ним десятилетия стали временем особого испытания для русской церкви. Это было время отступничества многих, но и время верности Христу и родной земле, давшее нам особых людей, таких как великая княгиня Елизавета Федоровна, – говорит Олег Глаголев, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства. - Их пример помогает нам верить, что и русская церковь, и русский народ еще воспрянут, если как новомученики научатся жить, не экономя себя для Бога и ближних.
Такое умение по-христиански раздавать себя великая княгиня Елизавета являла необыкновенно полно и целостно. Она видела большой потенциал в церковном служении женщин в деле милосердия и просвещения.
На Поместном Соборе 1917–1918 гг. был принят ряд решений, касающихся не только самого чина восстановления диаконис, но и вопрос общего положения женщины в церкви. Елизавета Фёдоровна сыграла в канонической и практической проработке этого вопроса ключевую роль. – Отметила в своем докладе выпускница Свято-Филаретовского православно-христианского института Ксения Суслова. – Обеты, которые приносили сёстры Марфо-Мариинской обители, по духу и смыслу восходят более к традиции поставления в диакониссы, чем к монашеским обетам.
Усилиями великой княгини дело милосердия стало делом церковного служения в которое вовлекались самые разные люди – разных взглядов, чинов и сословий, верующие и неверующие. Она трудилась в госпиталях, благотворительных обществах, приютах, помогала в устроении Братского кладбища в Москве, где хоронили русских солдат и медсестёр погибших на полях Первой мировой.
Братское кладбище – пример милости и заботы явленных человеку до конца, сохраняющих и после кончины его достоинство, доброе имя и память потомков, – говорит Валерия Волкова из московского Благовещенского православного братства. – Увы, в советское время оно было полностью снесено и тогда же появился новый вид захоронений: в лучшем случае братские могилы, в худшем – расстрельные рвы, куда убитых сваливали всех разом, часто не разбирая ни чинов, ни имен. Да и само это московское кладбище вскоре после революции стало местом таких массовых безымянных захоронений людей расстрелянных здесь же.
Дело милости преподобномученицы Елизаветы не прекратилось с её мученической кончиной в июле 1918 года, наследницей ее дара стала другая святая нашей церкви, преподобномученица Мария (Скобцова).
Современного человека не может не удивлять масштаб мысли и жизни этих женщин, их духовная инициативность, отзывчивость боль за человека и общество, – считает Евгения Парфенова, магистр богословия, старший методист Екатеринбургского дома учителя. – Они были поистине государственными и церковными «мужами», умея размышлять о судьбах своей страны и народа, делая реальные шаги к преображению человека и мира. Своей жизнью они показали и доказали, что церковь не только имеет право, но и власть давать ответы на самые острые проблемы и вызовы времени.
В IV Афанасьевских чтениях, посвященные 100-летию мученической кончины Великой княгини Елизаветы Фёдоровны приняли участие историки, краеведы, музейные работники из Москвы, Екатеринбурга, Алапаевска и Перми.
Источник: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/