Сопротивляемость злу должна прийти из церкви

Проповедь священника Георгия Кочеткова в воскресенье, 24 января 2021 года (попразднство Богоявления)
Фото: Евгений Гурко
Фото: Евгений Гурко

С праздником Христова Воскресения, дорогие братья и сёстры!

Сегодня попразднство Богоявления, и радость, которая всегда нас сопровождает в начале года, переполняет наше сердце. Также сегодня мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого и вместе с ним непростое явление православной аскетики и монашества — какой подвиг оно всегда совершало и в то же время какие через всю толщу веков оно несёт в себе родовые недостатки, и в форме анахоретской, то есть отдельного индивидуального жития и подвига, и в форме киновийной, совместной, традиционно связанной с именем преподобного Феодосия. Мы понимаем, что если нам что-то Господь открывает, это надо творчески восполнять из опыта прошлых веков и нашего настоящего опыта.

Хочется вспомнить об одной добродетели, которая очень важна и в монашеском движении, и вообще в жизни любого христианина. Я имею в виду смирение. Говорят: «Смиряйся, не будь гордым», противопоставляя смирению гордость и только. Смирение безусловно добродетель, идущая из Ветхого Завета, это не собственно новозаветное откровение. Если Господь Себя открывает, если Он даёт нам Свои заповеди, мы должны иметь смирение для того, чтобы исполнять слово Божье беспрекословно. Чаще всего люди грешат именно потому, что нет смирения, а есть та самая гордость или уныние, которое в свою очередь сопутствует гордости.

Но есть и другие оппозиции, очень важные для того, чтобы правильно понять смирение. Ведь смирением, как известно, о чём замечательно писал Бердяев и не только он, в истории христианства необыкновенно часто злоупотребляли. Под смирением понимали сервилизм, безропотное подчинение, замалчивание неправды. Начальник сказал — делай, даже если он потребовал от тебя что-то безнравственное, не возражай, даже если он сказал тебе ересь. Хотя совсем уж открытой ереси церковь ещё как-то сопротивлялась и говорила, что не надо послушаться еретику, даже если это твой архиерей.

Вопрос о границах послушания всегда стоял перед церковью. Это сохранилось даже в авторитетных канонических церковных памятниках — что есть случаи, когда можно не слушаться иерархии, точнее, нельзя слушаться. Хотя многие православные об этом, к слову, тоже не слышали. Я помню, один из моих духовных учителей в молодости мне задал этот вопрос: «А есть ли границы послушания иерархии?» Я был ошеломлён, потому что просто-напросто никогда не думал, есть ли такие границы. Потом я понял, что, конечно, есть, и они должны быть чёткими. Не только никакой ереси, но никакого зла и греха не должно исходить от твоего вышестоящего начальника, прежде всего в церкви, но не только — в обществе тоже. И ты всегда должен знать границы послушания.

Со смирением тоже не всё так просто. Оно, повторяю, может противопоставляться гордыне, это правильно, но смирение имеет свою активную положительную сторону — мы должны быть всегда готовы сопротивляться злу и греху. Христианин должен понимать, что эта сопротивляемость для него обязательна. 

Сейчас во время пандемии очевидно, что чем лучше сопротивляемость организма, тем меньше риск летального исхода и осложнений после болезни. Если же сопротивляемости нет, то дело может кончиться очень плохо. 

Но такая резистентность, сопротивляемость, должна быть не только в организме на физическом плане, она должна быть и на духовном плане, об этом много раз говорит и Христос в Евангелии, и апостол Павел. Только почему-то часто эти слова несколько затирают, как будто стесняются говорить не только о смирении, но и о дерзновении, не только о смирении, но и о сопротивляемости, противоборстве. Прямо сказано в Новом завете: «Наша брань не против плоти и крови» (Еф 6:12). То есть мы, воины Христовы, воюем «против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» — имеются в виду духовные власти в смысле злые духи, которые часто, даже слишком часто, завладевают сердцем и через это всей жизнью человека.

Мы, конечно, понимаем, что такая сопротивляемость злу и греху должна быть и в церковном теле — в самой церкви. А где мы её видим? Она совершенно безжалостно и жестоко подавляется, иногда просто из мести: скажет добрый человек или святой человек своему начальнику слово правды, смиренно скажет, но он тут же становится врагом, его стараются выжить из клира, из храма и прихода, потому что это не нравится тем, кто привык господствовать, злоупотреблять духовной властью, и тем, кто им прислуживает. Это одна из основных проблем всей церковной жизни и в прошлом, и в настоящем. И чтобы её одолеть, дорогие братья и сёстры, важно, чтобы не только терпение, смирение и послушание были в церкви, но и вот эта сопротивляемость — сила крестная.

Христос сопротивлялся злу и греху, а не просто пассивно шёл на Голгофу. Он совершал подвиг для того, чтобы победить главное зло — диавола, то есть всякое зло мира сего и грех мира сего. Это зло распространяется даже на церковь, я уж не говорю об обществе, государстве, которые тоже имеют к нам отношение. Мы живём не только в церкви, мы живём и в обществе, и в государстве, которые принимают закон мира сего как свой закон. Как же здесь без сопротивляемости — даже когда это опасно, когда добро и правду подавляют, даже когда могут дать по голове. Вчера мы много этого видели — интернет кишмя кишит такими зрелищами. Но что бы ни было, люди должны понять: народ, страна будут жить только тогда, когда будет в этом организме сопротивляемость всякому злу и греху. Пусть для неверующих людей нет понятия греха, но для них есть понятия зла и беззакония — это тоже очень важно.

Мы не должны мириться со злом и беззаконием. Другое дело, как на них реагировать. Здесь невозможно всех под одну гребёнку подстричь — никак нельзя. Понятно, что, допустим, мне не надо было думать, идти ли на какое-то протестное шествие в субботу или не идти. Ясно, что мы против всякого зла в обществе и в государстве, но боремся с этим злом духовными средствами, начиная с себя. Однако мы заботимся не только о себе, думаем и о других — как сопротивляться, противостоять и побеждать это зло. Мы должны не просто думать о том, как помочь тому или иному человеку, который оказался в ситуации беззакония и подвергся агрессии зла. Прежде всего, если мы говорим об общественном плане, мы должны думать о стране, о народе, мы должны выступать за Россию, за русский народ и быть едины в этом движении. Но, повторяю, форм сопротивления злу и греху в жизни много, и сводить всё к политическим действиям никак нельзя.

Мы, христиане, должны очень активно, активнее других бороться со злом и грехом и успешнее это делать, как это делал Господь, хотя не использовал никаких политических средств. Но Он победил и внутреннего врага рода человеческого, и внешнего тоже. Язычество отступило, беззаконные государства ушли в прошлое, правда, иногда возрождаются новые. Но история продолжается, и борьба продолжается.

Нужно иметь смирение, но нужны и дерзновение, сопротивляемость, резистентность, чтобы противостоять злу и побеждать его. Будем же думать, что надо делать каждому из нас не только по отдельности, но и всем вместе — что делать в церкви, что делать в обществе, в народе, о чём со властью сказать государству и его представителям на любом уровне, потому что нельзя быть подавленными злом, нельзя жить без сопротивляемости. Конечно, советское государство всё делало, чтобы сломить волю народа и эту добрую сопротивляемость уничтожить. Сколько об этом говорено и написано! Можно с самого начала, с семнадцатого года расписывать этот бесконечный поток зла. Но надо в конце концов вставать, надо вспомнить о своём достоинстве, о чести, о своём нежелании жить во лжи, подчиняться злу и греху, страстям, мирским интересам, часто обеспечиваемым путём беззаконным.

Будем же, дорогие братья и сёстры всегда об этом думать — это наша ответственность. Мы должны быть «солью земли» и «светом мира» (Мф 5:13-14). Для этого мы должны забывать о себе, о своём и своих или ставить их не на первое место в жизни — «носить бремена друг друга», тогда мы исполним закон Христов (Гал 6:2). Сейчас в церкви очень много индивидуализма, я уж не говорю про общество и народ. Если люди и объединяются, то часто небескорыстно или с очень сомнительными целями. Надо перестать объединяться с сомнительными целями в церкви и государстве, и в обществе нашем, и в народе. Надо знать светлые цели, знать, к чему Господь нас призывает, и следовать за Господом. Здесь нужно терпение, смирение, послушание Богу и старшим, но с полным пониманием и того, кто такие старшие, кто реально отвечает за достойную жизнь народа, и того, где границы послушания и смирения, с пониманием того, что есть ещё в церковной традиции с другой стороны этой медали.

Будем же, дорогие братья и сёстры, тверды и мужественны. Восстановим в себе это великое качество духовного мужества, смелости, чтобы мы могли с дерзновением обращаться ко Господу с надеждой на Его помощь и ответ!

Аминь.

загрузить еще