Соединить разорванные нити церковной традиции

28-29 сентября в Преображенском братстве прошла вторая ежегодная школа направления «Церковно-общественные инициативы».

28-29 сентября в Преображенском братстве прошла вторая ежегодная школа направления «Церковно-общественные инициативы». Около ста пятидесяти человек из разных городов от Архангельска и Кишинева до Екатеринбурга и Воронежа собрались в Культурно-просветительском центре «Преображение» вместе поразмышлять о единстве церкви и единстве в церкви, рабстве и свободе постсоветского человека и многом другом.

Большой радостью для участников стала встреча с Алексеем Петровичем Арцыбушевым. В двадцатишестилетнем возрасте он попал в советские лагеря, через шесть лет его выпустили, но приговорили к вечной ссылке за Полярным кругом. Несмотря на преклонный возраст - на следующей неделе ему исполняется девяносто четыре года – Алексей Петрович приехал на встречу, на которой делился драгоценными свидетельствами о «потаенной церкви», а также представил второе издание своей книги «Святые среди нас. Путь тайного монашества». Наследник древних аристократических родов, по одной ветви восходящих к Рюриковичам, а по другой – к черногорским царским родам, Алексей Петрович впитал в себя духовные традиции своей семьи. Еще в ХIХ веке над Арцыбушевыми шутили в столичном Петербурге: «Кто на бал, кто в театр – а Арцыбушевы снова в церковь». Мать Алексея Петровича в 26 лет, после смерти мужа, стала тайной монахиней. Среди духовных наставников самого Алексея Петровича были сщмч. Серафим (Звездинский), архим. Серафим (Климков), архим. Серафим (Суторихин). Особенно драгоценным для участников встречи стало то, что в Георгиевском храме в Самарканде, где служил архим. Серафим (Суторихин), А.П. Арцыбушев встречался с молодым тогда священником  Павлом Адельгеймом, впоследствии  членом нашего братства и ныне священномучеником.

Алексей Петрович рассказал о «потаенной церкви» (которую не следует путать с «катакомбной»), после декларации митрополита Сергия отделившейся (но не отколовшейся) от церкви «сергианской». «Ее служители понимали, что постоянно находятся под дулом пистолета». Они ходили из деревни в деревню, «из хатки в хатку», где их принимали верные духовные чада. Туда же приезжали из города духовные чада священников «потаенной церкви», каждый раз только несколько человек по строгой договоренности. Если в доме была опасность – вывешивали специальный знак, белую простыню или наволочку, и священник, издали увидев предупреждение, разворачивался и уходил куда-нибудь за двадцать километров в другой город. Никаких следов «потаенная церковь» за собой не оставляла, поэтому сейчас о ней можно узнать лишь из воспоминаний ее членов.

Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков с большой теплотой приветствовал Алексея Петровича. Он сказал, что потаенное монашество, к которому принадлежали мать и тетя Алексея Петровича, имеет огромное значение: «В каком-то смысле потаенная церковь включила в себя все лучшие тенденции того времени. Это было и монашество-старчество, и монашество в миру, тем более во времена, когда монастырей в стране не оставалось. Какое еще могло быть монашество? Но было и иночество, когда люди формально не носили монашеских одежд, внешне никак не выделялись, мужчины могли не носить бороды, но были настоящими иноками, теми, кто живет «не от мира сего» полнотой веры Христовой. Мы часто сравниваем общинно-братскую жизнь как раз с этим иночеством в миру, потому что можем жить так, как это было в доконстантиновский период нашей истории, когда ни внешним видом, ни образом внешней жизни, ни языком, ничем внешним никто не отличался от людей мира сего… Вот потаенное монашество, вообще традиция такой потаенной церкви прямо приводит к иночеству в миру и соединяет ее опыт, описанный в книге Алексея Петровича, с нашим сегодняшним днем и даже с современной общинной братской жизнью». Он подчеркнул: «Очень важно, чтобы мы почувствовали, что значит наше время, что значит дух нашего времени. Поэтому вся та эпоха требует нашего включения, нашей ответственности и понимания. Мы должны как бы соединять разорванные нити церковной традиции. Нельзя прожить так, чтобы духовные разрывы остались. Мы должны знать, что и сейчас святые есть среди нас». Священник Георгий Кочетков напомнил о выступлении Елизаветы Михайловны Шаховской-Шик на встрече с Преображенским братством. Рассказывая о жизни своего отца, расстрелянного священника о. Михаила Шика, она сравнила жизнь церкви в советское время с двумя руслами реки: «Есть поверхностное русло, видимое всем, а под ним есть еще одно русло реки, и они часто не совпадают. Это и есть образ потаенной церкви, когда настоящая река с чистейшей водой течет под этим поверхностным, порой пересыхающим и не очень чистым руслом».

Помимо этой краткой, но такой важной встречи, в Школе за два дня произошло очень много событий. Размышляли о современном положении церкви и общества, об основных чертах нашего времени, и, следовательно, о тех задачах, которые следует решать в первую очередь. Ведь члены церкви одновременно являются и членами общества, а значит, несут ответственность и за то, и за другое.

Например, в первый день речь шла о понятии маргинальности в церкви. Говорили о том, что по существу маргиналы в христианском сообществе – это те, кто далек от призвания Христова, кто ставит перед собой не цель следования за Христом всей своей жизнью, а любые другие цели, не имеющие к ней прямого отношения.

Многие встречи носили интерактивный характер: слушателям предложили письменно ответить на вопросы, которые затем вместе обсудили. Например, надо было дать определение понятию «народ», описать отрицательные, а если найдутся, то и положительные характеристики понятий «бюрократ» и «олигарх». На одной из встреч участники разбились на группы по поколениям (20+, 30+ и так далее) и попытались нарисовать портрет своего поколения: определить его основные черты, задачи, ответственность.

Просмотр фрагментов из печально известного фильма «Византия. Уроки истории», снятого наместником Сретенского монастыря архим. Тихоном (Шевкуновым), не только вызвал смех нарочитостью используемых идеологических приемов, но и помог обсудить очень важные для сегодняшнего дня вопросы о том, как распознавать ложные мифологемы в нашей жизни и, конечно, о том, как от них освобождаться. Ведь они всегда упрощают сложную реальность и пытаются закрыть вопрос, снять проблему, чтобы человек уже не задумывался о той реальности, которую заменяет собою придуманный миф. Многие говорили о том, что застывшая схема мифа часто бывает удобнее живой реальности, и согласие человека жить в ложной мифологизированной действительности – прежде всего следствие его духовного выбора.

Все эти встречи помогали участникам не просто знакомиться с той или иной информацией, а проживать ее, как бы рождать внутри себя понимание того, где мы живем, каковы черты нашего времени и что с этим делать. Многих удивил тот факт, что представители всех поколений, от самого молодого до самого пожилого, т.е. от двадцати до восьмидесяти лет, увидели в своих сверстниках такие черты, связанные с советским наследием, как конформизм, комплексы, различные страхи, цинизм. В то же время молодое поколение, названное в Школе «20+», среди положительных черт своих сверстников нашло поиск истины, желание обустраивать пространство вокруг себя (свой двор, свой город) и объединяться в волонтерские движения различной направленности, стремление к общению с соотечественниками и со всем миром.

Прямо во время Школы происходил обмен опытом между поколениями, о важности которого говорилось на некоторых встречах. Кто-то вспоминал, как в советские годы открыл в метро «самиздатовскую» книжку, от которой был не в силах оторваться. И тут же подошел человек в возрасте, посоветовал ее немедленно закрыть и больше никогда так не делать – ведь за такую книгу, отличавшуюся от обычных форматом, шрифтом и обложкой, можно было запросто угодить в тюрьму. Другой участник рассказал, как в 1988 году вел дискотеку, имея за плечами десятилетний опыт подобной работы. За проведенную викторину с вопросом «Какой сегодня негосударственный праздник?» он на следующее же утро был изгнан с работы, потому что этим праздником оказался день 1000-летия крещения Руси.

В течение двух дней участники Школы вместе молились, трапезничали, трудились с утра и до позднего вечера на различных встречах, а в конце делились впечатлениями от прожитого времени. Основным итогом стало то, что практически каждому участнику Школа помогла многое открыть в самом себе, а также более ясно увидеть, что происходит вокруг как в церкви, так и в обществе. Это настоящий духовный опыт, позволяющий жить более трезвенно, ответственно и деятельно, помогая делу Христову и церкви в нашей стране.

Анастасия Наконечная
Фото Александра Волкова
Информационная служба Преображенского братства
конец!