Собранные вместе на одно

27 февраля 2014
В человеке с ограниченными возможностями членам церковной общины важно видеть не столько объект помощи, сколько брата, сестру, друга

Люди с ограниченными возможностями – какова может быть их церковная жизнь? На этот вопрос отвечает Светлана Сонина, руководитель «Особой группы» Преображенского братства, в своем докладе «Принципы помощи инвалидам в церковной общине: опыт деятельности "особой группы" Преображенского православного братства»*.

 

«Особая группа» в Преображенском братстве в Москве действует с марта 2011 г. Она помогает детям и молодежи с выраженными нарушениями развития (аутизм, сочетанные нарушения), родители которых входят в братство. В настоящее время группа помогает одному ребенку 8 лет и четырем молодым людям от 18 до 30 лет. Кроме ребят и их родителей в группу входит руководитель и помощники. Все ребята вместе с родителями участвуют в жизни небольших церковных групп и общин, из которых состоит Преображенское братство.

«Особая группа» является дополнительной формой, где созданы условия, учитывающие возможности ребят. Группа собирается раз в месяц, кроме того ребят навещают дома, вывозят на прогулки, приглашают на некоторые молодежные встречи и др. Встречи «особой группы» включают краткую молитву, инсценировку художественных произведений на духовно-нравственные темы, обсуждение этих тем, труд, чаепитие с пением под гитару. Раз в год группа совершает двухдневное паломничество, на Рождество или под Новый год проводит праздник с приглашением гостей, раз в 8-9 месяцев проводятся специальные исповеди для ребят с участием родителей и помощников.

 

Принципы деятельности «особой группы»

Мы стараемся следовать древнему церковному принципу: «π τ ατό» – собранные все вместе на одно и то же. Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями, а также их семьи смогли участвовать в жизни церковной общины вместе со всеми, требуются специальные усилия. Нужно:

– помочь людям с ограниченными возможностями участвовать во всех сторонах жизни общины;

– помочь родителям или родственникам разделить их заботы с общиной, чтобы родители (родственники) могли полноценно участвовать в таинствах, в паломничествах, получать духовное образование, помогать в церковных служениях и т.д;

– помочь членам общины, не имеющим специального опыта, общаться, молиться, трудиться вместе с людьми, имеющими особые потребности

В человеке с ограниченными возможностями членам церковной общины важно видеть не столько объект помощи, сколько брата, сестру, друга. Это лучше всего получается, когда церковная община или специальная группа внутри общины собираются не вокруг людей с ограниченными возможностями как главной цели своей деятельности, а для жизни на евангельских началах и общего церковного служения, помогая при этом человеку с особенностями разделять жизнь общины.

Каждый человек обретает достоинство, когда может не только получать, но и отдавать. Поэтому в «особой группе» ребята трудятся для других: готовят изделия на благотворительные ярмарки, делают подарки для тех, кто принимает нас в паломничествах, выращивают из семян рассаду цветов, которую потом высаживают на территории культурно-просветительского центра и др. По возможности ребята с особенностями развития помогают друг другу.

О духовном опыте человека с интеллектуальными и психическими нарушениями невозможно судить только по его поведению, по уровню развития речи, интеллекта, продуктивной деятельности. Не говорит, не рассуждает, не делает – не значит, что не участвует. Такой подход помогает находить формы участия людей с особенностями в таинствах, молитве, катехизическом научении. Например, нам удалось найти плодотворную форму участия в таинстве Покаяния для неговорящих ребят – тех, кто произносит отдельные звуки и слова или не может полноценно пользоваться речью. За день до исповеди «особая группа» собирается, мы читаем подходящий фрагмент из художественной литературы или из Писания и беседуем о покаянии: из-за каких поступков нам бывает тяжело, стыдно, как такие поступки можно исправлять, как Бог нам в этом помогает. В беседе о покаянии мы стараемся избегать нравоучений и морализаторства, насколько возможно, опираемся на опыт ребят, их переживания. После встречи родители дома беседуют со своими детьми и пишут их покаянную грамоту: из пяти особых ребят в нашей группе только один человек может самостоятельно составить грамотку. Ребята могут выразить свое согласие или несогласие с тем, что записывают в грамотку, родители это учитывают. Непосредственно перед исповедью мы читаем короткое молитвенное правило, составленное специально для подготовки к исповеди «особой группы». В исповеди участвуют и ребята, и родители, и помощники. Некоторые ребята не могут подойти к священнику самостоятельно, подходят вместе с родителями. Священник с каждым из ребят беседует по написанной грамотке, опираясь на их реакции – как они смотрят, как выражают свои переживания в жестах и мимике – и дает разрешительную молитву.

Такие усилия позволяют всем ребятам войти в таинство Покаяния в меру своих возможностей. Кто-то из ребят исповедуется только с «особой группой», кто-то чаще. Причащаются они с разным ритмом: от одного раза в неделю до одного раза в месяц. От «особых» ребят не требуется подходить на исповедь перед причастием, за исключением одной девушки, для которой важно исповедоваться перед каждым причастием.

 

Что нам удалось достигнуть

Какие изменения произошли с ребятами, можно проиллюстрировать на примере Егора. Когда мы начинали группу, Егору был 21 год. В детстве он короткое время получал помощь в разных организациях, но уже давно нигде не занимался. Егор не гулял, т.к. мама не может вынести его на коляске, за пределы квартиры его вывозили только раз в 2 месяца в храм и на врачебные осмотры по необходимости. И каждый раз приходилось кого-то звать на помощь, чтобы вывезти коляску. Дома мама не молилась с Егором, считала, что это невозможно. Надолго уходить из дома мама тоже не могла. Первый рождественский праздник Егор все время провел в коридоре, почти ни в чем не участвовал, смотрел со стороны.

У Егора теперь появились друзья из молодежи, каждую неделю он с ними гуляет, ждет их прихода. Егор говорит отдельные слова и звуки, но у него увеличивается словарный запас, т.к. расширился круг общения, появились новые виды активности, прежних слов уже не хватает. Егор все больше участвует в общей жизни нашей группы. Егор стал чаще причащаться – раз в месяц, в храме появилось больше людей, которые к нему подходят после службы, общаются, поздравляют с причастием, в том числе к нему подходят и поздравляют наши особые ребята. Дома мама стала молиться с Егором, он уже сам требует, чтобы каждый день была молитва, просит помолиться о мальчиках, которые с ним дружат, гуляют, Егор называет их «май». Мама увидела, что Егор может надолго оставаться с кем-то без нее, теперь ей легче выйти из дома, в том числе она рада, что появилась возможность помогать церковной общине в некоторых делах – мама помогает собирать и поддерживать в порядке архив культурно-просветительского центра. И Егор, и его мама укрепились в вере, доверии, общении с Богом и ближними.

 

На наш взгляд, подход, когда людей с ограниченными возможностями не собирают в специально выделенный для этого храм или в специальную общину, а учатся жить и общаться с ними там, где они есть, независимо от того, сколько таких особенных людей, тоже может быть плодотворным. Каждая церковная община способна принимать тех людей, которых Господь ставит рядом, каждая община может не только сочувствовать людям с инвалидностью и их родственникам, но и помочь им полноценно участвовать в церковной жизни.

 

 

* Впервые доклад прозвучал на конференции «Свято-Сергиевская традиция попечения об инвалидах; история и современность» в рамках XXII Международных образовательных Рождественских чтений.

Рождественский праздник, 2011 г.
Рождественский праздник, 2011 г.
Мастерская
Мастерская
Выращивание семян
Выращивание семян
Высаживание рассады
Высаживание рассады
Ребята помогают друг другу в паломничестве
Ребята помогают друг другу в паломничестве
Исповедь
Исповедь
Егор
Егор
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще