«Ситуация с алкоголизмом в стране тяжелая, но не безнадежная»

27 марта 2018
О том, что поможет спасти страну от алкоголизации

Пьянство для России всегда было проблемой национального масштаба, и сейчас Россия стабильно входит в топ самых пьющих стран в различных рейтингах. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения в 2017 году Россия заняла 4-е место в мире по уровню потребления алкоголя. При этом угрожающих цифр достиг алкоголизм: статистика говорит о наличии к началу 2017 года 12,5 миллионов зависимых от алкоголя граждан. И это только официальная статистика: как утверждают специалисты, реальные цифры значительно больше.

Из истории России известно, что периодически предпринимались попытки бороться с пьянством, которые, однако, не достигли поставленной цели. Например, введение государственного запрета на спиртное способствовало производству нелегальных спиртных напитков низкого качества, их употребление приводило к отравлению и смерти. Однако был в нашей истории и успешный опыт борьбы с пьянством. О нем рассказывает выставка «Общества трезвости: опыт прошлого – ради будущего», подготовленная православным межприходским братством «Трезвение» и проходящая в эти дни в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение».

Деятельность трезвеннических обществ и братств в России до революции 1917 года была весьма эффективной. По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 год, всех церковных обществ трезвости в России было около 1800, причем 750 из них было создано всего за два года – 1909-й и 1910-й. В 38 обществах число членов превышало 1000 человек, в некоторых были десятки тысяч трезвенников. В конце 1912 года насчитывалось уже более 2 тыс. таких обществ – городских, ведомственных и других, абсолютное большинство было церковно-приходских. Относительно общего числа приходов (ок. 55 тыс.) и монастырей (свыше 1000) количество трезвеннических обществ в России впечатляло: приблизительно 1 общество на 20 приходов и монастырей. Необходимо учитывать, что это был результат всего лишь 30-летних усилий.

«Сейчас количество приходских братств и обществ трезвости как минимум в десять раз меньше того, что было до 1917 года. Однако нужно учесть, что возрождать трезвенническое движение в конце ХХ века в России пришлось с нуля, в условиях катастрофически прогрессирующего алкоголизма, чего в дореволюционной России не было, – рассказывает один из организаторов  выставки Александр Копировский, сопредседатель братства «Трезвение», профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института. – Рассматривая то, как реагировали церковь и общество на распространение пьянства в России во второй половине XIX – начале XXI в., мы стремились выявить в опыте трезвеннического движения этого периода опоры, которые позволяли успешно противостоять алкоголизации населения, хотя бы локально, в масштабе его отдельных групп».

В центр выставки помещен материал о двух очень непохожих внешне, но близких по основополагающим принципам явлениях в трезвенническом движении прошлого – «татевском согласии» (по селу Татево Смоленской губернии) профессора Сергея Александровича Рачинского и движении трезвенников выходца из народа Ивана Алексеевича Чурикова. В настоящее время они малоизвестны, хотя и упоминаются на трезвеннических сайтах и в популярной литературе, посвящённой проблеме алкоголизма и попыткам её преодоления (чуриковцы не всегда в положительном ключе).

Так, С.А. Рачинский пришел к выводу, что борьбу с пьянством нужно начинать с прививки навыков трезвости детям, и создал школу-интернат, где эти навыки внедрялись в процессе образования. Потом дети из интерната начали приводить к Рачинскому своих родителей, и те принимали обеты трезвости, а главное – вступали в тесные, подлинно братские отношения друг с другом. Материалы выставки показывают как распространялись церковные общества трезвости, катализатором для появления которых послужило татевское согласие трезвости С.А. Рачинского.

Иван Алексеевич Чуриков, основатель движения народных трезвенников, был малообразованным крестьянином (3 класса земской школы). Несмотря на это, движение приобрело массовый характер. Число трезвенников-чуриковцев к 1917 году по разным оценкам достигало от 40 до 70 тыс. человек.  Они сразу принимали обет трезвости на всю жизнь. Главным для Чурикова был приход зависимого человека к православной вере. Движение продолжило свое существование и после ареста и смерти Чурикова в ГУЛАГе, вплоть до наших дней. Сейчас члены этого движения собираются при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Движение народных трезвенников активно развивалось и в других городах. На выставке рассказывается о деятельности самого известного из последователей Чурикова – москвича Ивана Колоскова, у которого, в свою очередь, были тысячи последователей. По мнению авторов выставки, усилия Чурикова и других движенцев имели такие значительные плоды потому, что проповеди, или, как он их сам называл, «беседы», обращены были лично к каждому и носили, как сказали бы сейчас, «интерактивный» характер. Он мог задавать вопросы, слушатели ему отвечали, что было непривычно для того времени, но очень действенно.

На выставке также можно узнать о причинах возникновения первых обществ трезвости в середине XIX века; о влиянии введения государственной монополии на продажу алкоголя в XIX веке на потребление алкоголя населением, осмысляются попытки государства контролировать виноторговлю и при этом заботиться об отрезвлении народа; о первом Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, созванном в 1914 году, и итогах его работы; о динамике потребления алкоголя в нашей стране в ХХ веке и причинах, повлиявших на этот процесс, а также о деятельности Русской православной церкви по решению проблемы алкогольной зависимости, в частности, через организацию православных обществ и братств трезвости.

«Создавая выставку, мы старались показать, что, во-первых, ситуация с алкоголизмом в стране тяжелая, но не безнадежная. Выход из нее связан с духовным оздоровлением общества и каждого человека в отдельности. Кроме этого, обязателен личный пример тех, кто призывает других на путь трезвости, и прежде всего – их полный отказ от алкоголя, иначе их призыв не работает. Никакие "страшилки" (демонстрация знаменитой "печени алкоголика в разрезе", последствий алкоголизма в цифрах, фактах, иллюстрациях т.п.) не работают – у наших современников они вызывают лишь отторжение и насмешки. Просвещение в этой области должно быть направлено на обретение смысла жизни в Боге и Церкви. Наконец, нужна живая среда, в которой стремящийся к трезвости человек найдёт единомышленников, дружеское общение, помощь и поддержку»,  – отмечает Александр Копировский.

Выставка продолжит свою работу до 1 апреля в загородном доме КПЦ «Преображение». До этого она уже  экспонировалась в Иваново, Санкт-Петербурге и Глазове (Удмуртия),  впоследствии предполагается ее открытие в Екатеринбурге, Казани, Североморске, Воронеже и ряде других городов.

Материалы выставки можно будет скачать с сайта братства «Трезвение» в ближайшее время.

Здесь можно прочесть полностью доклад Александра Копировского «Причины успешной деятельности трезвеннических обществ России (на примере выставки "Общества трезвости: опыт прошлого – ради будущего")».
Материал подготовила Дарья Макеева

Для справки

Братство «Трезвение» было создано в феврале 2004 года в Преображенском содружестве малых православных братств. Подробнее о братстве «Трезвения» см. здесь.

загрузить еще