«Сияние Света во тьме – это и наша забота»

Проповедь священника Георгия Кочеткова в Неделю о Страшном суде
Фото: Джотто. Страшный суд (деталь). Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя. Взято с сайта http://www.art-giotto.ru/
Фото: Джотто. Страшный суд (деталь). Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя. Взято с сайта http://www.art-giotto.ru/

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Сегодня мы уже вспоминаем о Страшном Суде. Это значит, что мы постепенно подходим к Великому посту. Начинается масленица, то есть первая промежуточная ступень к нему – уже запрещается мясо, хотя всё остальное разрешается всю неделю.

Конечно, хочется подумать о самом Страшном Суде. Всё-таки в этом большая тайна. Страшным Судом иногда запугивают, а иногда наоборот – вспоминают слова пророков Ветхого Завета о том, что Суд Божий восходит, как свет (Ос 6:5), а значит, как радость. Не все люди это понимают, не все воспринимают. Конечно, хочется, чтобы все жили как надо и делали всё как надо, не из-под палки. И часто такой вот «палкой» служит верование в Страшный Суд.

Вообще говоря, выражения «Страшный Суд» нет в Священном писании. Это как раз желание крепкой, жёсткой руки привело к тому, что это выражение стало наиболее употребимым. О суде, конечно, в Писании есть много мест. В евангельских притчах Суд радостный для тех, кто с верой встречает Господа в конце мира – когда кончится этот мир, эта земля и это небо, когда кончится время, когда кончится наша жизнь в простой дебелой плоти. И это предупреждение для тех, кто так не живёт, чтобы они присоединились к радующимся и спасающимся людям. Но в Писании всё-таки это не запугивание, даже в Апокалипсисе нет слов о Страшном Суде, хотя там много чего страшного написано. Да и Апокалипсис – книга немножко спорная. О том, насколько она полно соответствует евангельскому Откровению, уже не один век спорят богословы, философы и самые разные люди.

И всё-таки мы должны вспоминать Страшный Суд или просто Суд Божий, о котором в одном месте даже говорится, что настоящие верующие вообще на этот суд не приходят, но не в том смысле, что этого суда не будет, а в том смысле, что он не для них. Нам очень важно понять, что всё временное закончится. Как наша земная жизнь завершится, так же закончится и жизнь этого мира, хотя мы не знаем, когда. Может быть, очень скоро. Сейчас есть все технические возможности для того, чтобы уничтожить нашу землю, наш мир, превратить его в ад, в столб огня и дыма, вообще разрушить всю планету и поколебать небо и землю. Поэтому мы понимаем, что должны отвечать за то, где мы живём и как мы живём. И мы ещё не знаем, что может в космосе произойти – какие там «подарки» уготованы Земле и людям.

Должны ли мы нести ответственность за себя и свою жизнь? Конечно, должны. Но мы должны нести ответственность и за весь мир, так говорит Господь: «Будьте светом миру и солью земли!» То есть не только заботьтесь о себе и даже не только о церкви. Кому-то обязательно надо служить церкви. Но не всем нужно служить церкви, некоторым нужно служить в мире сем, лежащем во зле. И это дело церкви. Живя в церкви, нам нужно заботиться и об обществе, и о культуре, и о нашем народе. Мы видим, в каком бедственном состоянии находится русский народ в нашей стране – его больше всего разрушали, и уничтожали, и унижали целое столетие. Слово «русский» до сих пор по сути под запретом и справа, и слева, и от либералов, и от многих носителей власти.

Мы должны заботиться обо всем. Живём мы в каком-то городе или селе – мы должны помнить свою малую родину и заботиться о ней. Конечно, мы должны заботиться о своей семье, о своих родных, среди которых наверняка есть неверующие, нецерковные или неблагочестивые люди. Это всё наша евангельская христианская ответственность.

Мы можем не бояться Последнего Суда и того, что этот мир рано или поздно завершится и, быть может, даже при нас. Не будем этого бояться – нам нечего будет бояться, если мы исполним волю Божью, если мы будем жить в Любви, Свободе и Истине – если мы будем жить вместе соборно и личностно, если у нас всегда будет открыто сердце для общения и разум для служения. Эта открытость сейчас так важна для всех народов, всех стран, всех церквей, для приверженцев всех религий. Мы совсем не уравниваем конфессии и деноминации, но мы знаем о Любви Божьей ко всем, поэтому никакие человеческие перегородки не должны нас от этой Любви освобождать или превращать нашу любовь в отторжение, в осуждение, тем более в ненависть, вражду и злобу.

Кажется, такие простые вещи – сокровенно это сказано и показано нашими святыми и прежде, и тем более в XX веке – зачем далеко ходить. Но мы не понимаем, не видим, не слышим. А если даже что-то видим и слышим, то не делаем. И это, к сожалению, начинается с раннего возраста, с детства, с отрочества, с юности. Но это мы встречаем и среди зрелых людей, и среди людей старых, от которых можно было бы ожидать мудрости и примера жизни и веры, жизни по вере в Любви и Свободе. Но так как очень мало у людей этой Любви и Свободы, то и примеров мало. А некоторые не могут найти Свободу и Любовь даже в церкви. Как тут не посочувствуешь нашим людям?

Давайте же задумаемся об этом в день воспоминания о Страшном Суде. Нам нужны молитва и пост, нам нужны аскетические упражнения, потому что мы живём часто не на должном уровне, часто расслабляемся, унываем, гордимся, хищнически ведём себя в этом мире.

Нам нужна дисциплина любви, о которой говорил Николай Николаевич Неплюев. К этому пришёл и великий пророк христианской Свободы Николай Бердяев. Казалось бы, как это совместимо со свободой? А вот оказывается не только совместимо, а одно другое предполагает. Если у тебя есть любовь и свобода, ты должен знать свою меру, ты должен знать меру всех вещей, ты должен уметь не переходить границ, так чтобы «Свет во тьме светил, но тьма не объяла его». Это тоже наше забота! Не только божественная. Нам легко всё сбрасывать на Бога, всю ответственность. Но Бог хочет от нас синергии, сотрудничества, вплоть до полного кеносиса, вплоть до самоуничижения, самопожертвования. Мы ни за что своё не должны держаться в этом мире, потому что в наше время это сразу порождает рабство всему тому, за что ты держишься зубами. В другие времена так было не всегда. Как это ни парадоксально, раньше люди умели жить свободнее. А сейчас порабощающих вещей в жизни стало значительно больше. Чем больше люди борются за свободу, тем больше они рабы. Мы часто это видим, когда смотрим внимательно и непредубеждённо на этих борцов за свободу и справа, и слева – откуда хотите.

Будем же дорогие братья и сёстры, собираться для общего дела – дела Божьего. Христиане призваны к этому общему делу на земле, а не просто к устроению жизни только для себя и своих близких. Нет. Кто так думает, тот ещё язычник – пусть он сто раз называется христианином, православным, членом церкви, или братства, или общины. Да даст же нам всем Господь дух мира, любви, свободы, радости и ответственности за всех и за всё ради общего дела, дела Божьего, которое Господь поручил делать и нам. Давайте обретать мудрость, уже пора! И давайте думать о том, чтобы наши сердечные намерения не расходились с нашими мыслями и делами. Ради этого стоит и поститься, и молиться, и жертвовать многим!

Аминь.

загрузить еще