Сергий Радонежский: как одному человеку удалось возродить духовность целого народа

08 октября 2018
8 октября Русская православная церковь отмечает День памяти святого преподобного Сергия Радонежского – человека, изменившего русскую Церковь и даже саму русскую историю

«Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту», – эти слова принадлежат филологу, литературному критику и публицисту Виктору Топорову. И действительно, Сергий Радонежский до сих пор считается одним из величайших подвижников земли русской. Он основал Троицкий монастырь под Москвой, который через века превратился в Троице-Сергиеву лавру. Он стал первым русским духовным мыслителем и учил, что «спасутся все добрые». То есть для того, чтобы обрести Царство Божие, не обязательно уходить в монастырь, а нужно нести в себе любовь к людям.

Путь любви инока Сергия 

«Преподобный Сергий Радонежский – один из лучших представителей нашего народа, который стоял у истоков его формирования после татаро-монгольского ига, точнее тогда, когда это иго стало немного ослабевать, – сказал корреспонденту «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков. — Он сыграл огромную роль в нашей истории. Он был человеком духовным, заботился о качестве жизни и собирал церковь, но он собирал и народ, общество, помогал становлению русского государства».

«Преподобный Сергий тонко чувствовал, что начинать всегда надо с себя, с обретения каких-то внутренних качеств. Это было особенно важно именно в XIV веке, потому что тогда главная опасность, которая грозила всему русскому народу, заключалась в том, что после татаро-монгольского ига люди были духовно надломлены. Они даже не столько были угнетены экономически или политически, сколько были порабощены духовно, а с этим бороться трудно», – говорит Георгий Кочетков.

Этот свой духовный труд Сергий Радонежский начал с детства. Есть предание о том, как ему трудно давалась книжная наука. Даже совсем не давалась, так бывает с детьми. Но потом произошел известный случай, который прекрасно изображен на полотне художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею», когда ему явился старец, и Сергий – тогда еще Варфоломей – стал учиться очень хорошо. По словам священника, это уже было какое-то преодоление себя, своей замкнутости. Ведь когда люди плохо учатся? Тогда, когда у них плохой контакт с природой, с другими людьми и самими собой. Когда у человека всё в порядке, то человеку всё интересно, и он учится очень хорошо.

М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1890. Государственная Третьяковская галерея
М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1890. Государственная Третьяковская галерея

Сергий как раз решил эту проблему – он смог стать адекватным человеком, почувствовать себя не просто каким-то винтиком, а тем, кто готов вносить в жизнь творческий вклад. Ведь самое главное и самое интересное для человека – это жить в творческом духе, быть открытым, быть готовым проявлять любовь и доверие ко всем людям. И для преподобного Сергия это как раз было характерно. В житиях есть самые разные эпизоды, которые это подтверждают: он находил общий язык и с простыми людьми, и с князьями, и даже с природой, с представителями животного мира.

«На аскетическом языке это называется «прийти в себя», – говорит священник. – Человек не должен все время быть где-то, не должен быть как бы вывернутым наружу. Это не психология, это нечто более глубокое. Человеку нужно знать всему меру, а это связано с таким понятием, как смирение. Смирение – замечательное качество, которое редко в наше время понимается. Оно происходит от корня «мер», «мера». Раньше писали «смерение», и только значительно позже стали писать «смирение». Хотя когда чувство меры мы соединяем еще и с внутренним миром, то проще обрести себя. А когда мы обретаем себя по-настоящему, по-христиански, это всегда означает, что мы обретаем и ближних».

Человек должен быть человеком, он призван жить в любви и к другим людям, и к себе, и к Богу, и к природе, и ко всему живому миру. Мы это слышали, наверное, с детства, но, к сожалению, редко об этом вспоминаем. Когда у человека в сердце есть настоящая любовь, он готов жертвовать собой и своим. Такова природа любви. И мы проверяем, есть в нас любовь или нет, именно по этому критерию: если мы готовы жертвовать собой и своим, не слишком держимся за своё, тогда любовь есть. Она может быть нисходящей, связанной с жалостью, но вообще любовь  – более глубокое понятие, очень сложное. Есть и восходящая, творческая любовь.

Как путь любви Сергий довольно рано выбрал иноческий путь, что для нашего времени может показаться странным, но в XIV веке это как бы носилось в воздухе. Он еще очень молодым человеком уходит в лес, и надо хорошо понимать – не от ущербности, а наоборот, из желания богатства и полноты жизни. В те времена, когда люди жили под игом, они заразились этим рабским духом. Тогда монашеские подвиги были не в моде, но люди очень ценили тех, кто все-таки на это шел, несмотря ни на какие лишения.

И Сергий осваивает эту жизнь, шаг за шагом обретает опыт, и постепенно к нему приходят люди. Он помогает им разрешать те вопросы, которые в нем как бы созрели, в которых он чувствует себя сильным. Так и появляется община и общежительный монастырь, в котором он жил с этой общиной, с большой семьей монахов. Это были очень разные люди, совсем не всегда идеальные. 

Как святой русские земли собирал

Преподобный Сергий был одареннейшим человеком. Это видно из самых разных сторон его жития. Так, он поддерживает идею собирания русских земель. Тогда это было очень актуально: раздробленность и вражда людей друг с другом, недоверие – это то, что мы прекрасно знаем по нашей жизни, и что так мешало тогда освободиться от внутреннего рабства. Сергий изгонял этот червь духовного индивидуализма, когда каждый только сам за себя, думает только о своей выгоде и больше никому доверять не хочет. Это надо преодолеть изнутри, это нельзя сделать только дисциплинарными методами.

Люди чувствовали в нем эту веру, что за этим человеком нужно идти. В этом-то вся и суть, что люди могут быть объединены не внешними скрепами, а таким внутренним, сердечным единством. Такой внутренней скрепой может быть доверие, любовь, вера, надежда, дух свободы и истины. Как потом скажет один автор в связи с явлением иконы Андрея Рублева «Святая Троица», и эту мысль тоже приписывают Сергию, «взиранием на Святую Троицу» можно «преодолевать ненавистную рознь мира сего». 

Троица (икона Андрея Рублёва, ~1422—1427, Москва, Третьяковская галерея)
Троица (икона Андрея Рублёва, ~1422—1427, Москва, Третьяковская галерея)

Георгий Кочетков: «Доверие ко всем ближним! Без разбора – и к тем, кто к тебе добр, и к тем, кто к тебе не очень добр, сделал он тебе что-то хорошее или делать не собирается. В этом как раз тайна христианской жизни. Ты даешь авансы любви и доверия другому. И тогда вас это соединяет, потому что люди склонны отвечать тем же. Они не всегда готовы сами проявить инициативу. Но ответить им легче». 

Была ли встреча с князем Дмитрием Донским 

И предание о встрече Сергия с Дмитрием Донским и благословение князя на битву, по словам отца Георгия, – скорее тоже икона, образ объединения народа, чем исторический факт. Здесь недостаточно исторических источников, очень много спорного, некоторые современные историки даже ставят под сомнение, была ли встреча преподобного Сергия с князем Димитрием Донским, и посылал ли он иноков на войну. Но даже при том, что исторические обстоятельства не очень ясны, безусловно, преподобный Сергий был человеком, который вдохновлял на единство и на преодоление последствий ига.

Важно, что это было действительно вдохновением для людей. Они поняли, что просто жить, копаясь в земле, занимаясь только своими текущими делами, нельзя! Что народ должен иметь какую-то более значительную и высокую цель перед собой, отвечать за качество своей жизни во всех измерениях – социальном, духовном, экономическом, политическом, каком угодно.

«В наше время мы не много, но знаем в церковной среде таких людей, которые могут повести за собой, объединить народ, – говорит Георгий Кочетков. – Таким человеком был отец Павел Адельгейм, убитый в Пскове пять лет назад. И отец Александр Мень, убитый в 1990-м году. Таким человеком церкви был академик Сергей Сергеевич Аверинцев.

Фото: Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС
Фото: Набатов Юрий/Фотохроника ТАСС

Судьба этих людей – не случайность. Это продолжение того, что было в нашей страшной истории XX века. Люди сегодня перестали ценить духовный вклад человека в жизнь народа и поэтому часто не видят, за кем можно идти, с кого нужно брать пример. В XIV веке, видимо, такой способностью народ обладал в большей мере, и мы видим, что он не ошибся. Преподобный всегда считался и до сих пор остается в сознании многих людей игуменом земли русской. «Игумен» в переводе с греческого означает «предводитель», «ведущий». И удивительно, что не князей, не бояр русский народ выбрал для себя примером, а простого игумена, монаха, который призывал к любви и единению по образу Святой Троицы». 

Татьяна Рублева. Источник: Мир 24
загрузить еще