Казанская протестантская община «Краеугольный Камень» широко известна среди русских протестантских церквей*. Одно из основных ее служений связано с созиданием единства между христианами разных конфессий, единства, которое образуется не через унификацию или навязывание своего другому, а, прежде всего, через преодоление собственных границ и принятие непохожих на себя в открытости навстречу иному. Одно из центральных мест в их проповеди занимает свидетельство о глубине православной традиции, которую они начали открывать еще в начале 2000-х годов через чтение книг известных православных богословов: о. Сергия Булгакова, Николая Бердяева, Владимира Лосского, митр. Антония Сурожского и др., а также через общение с православными христианами.
Интерес к православию
Вот как рассказывает о знакомстве с Православием пресвитер церкви Наиля Джанбековна Аглиуллина:
– Сначала в голове начали возникать мысли: если это есть, то не может быть, чтобы это было вне Бога. Православие возникло задолго до нас и, если мы христиане, то как-то связаны с традиционной церковью. После того, как у меня стали возникать такие вопросы, я начала заходить в православные храмы, интересоваться. Потом появилось откровение о том, что протестантизм в России отличается от протестантизма западного, потому что он имеет корни здесь, на нашей земле. Протестантизм – это не конфессия, а форма существования Церкви во времени: в определенный исторический период нужна была такая форма, у нее есть свое предназначение. В 2003 году в Казани я начала вести семинар «Особенности российского протестантизма», на который стали приходить и некоторые православные. Постепенно возникало все больше связей с православными священнослужителями и мирянами, открытыми к межконфессиональному диалогу. Это общение нас очень вдохновляло.
Интерес Казанской церкви «Краеугольный Камень» к православию стал известен в протестантских кругах. Относились к этому по-разному: кто-то тоже заинтересовался православной традицией, кто-то категорически отвергал. Со временем «Краеугольный Камень» стал искать возможности и формы для собирания христиан из разных церквей в одном пространстве, не только физическом, но и духовном. Одна из таких форм носит название «Селах».
«Селах» – духовный камертон
«Селах» – это древнееврейский значок в псалтири, который обозначает паузу, остановку, с одной стороны, а с другой – усиление звука. Это время, когда верующие люди собираются вместе, выезжают за город, на природу, вырываются из суеты и обыденности жизни для того, чтобы в молитве и общении пожить в присутствии Божьем, понять – где мы и куда нам двигаться в нашей духовной жизни. Это время можно назвать «субботствованием», что напоминает ветхозаветный праздник Кущей: это некий камертон духовной жизни, по которому можно оценить свое внутреннее состояние, увидеть те «места», куда мы не впускаем Бога. Часто сюда приезжают люди из самых разных церковных собраний, из разных городов и стран, которые испытывают кризис, тупик, разочарование в Боге и Церкви. Пространство «Селаха» помогает им найти себя, преодолеть трудности и понять свое место в церкви.
Образ жизни на «Селахе» устроен так, чтобы дать возможность Господу освятить все основные ее стороны – быт, труд, общение, молитву, воспитание детей, служение, участие в семинарах и т.д. Вся жизнь проходит в палатках, в группах («десятках»), объединенных общим бытом и духовной жизнью. В каждой десятке есть старший, который несет ответственность за все, что в ней происходит. Основной принцип жизни здесь: каждый служит каждому, почитая другого выше себя.
Сначала «Селахи» были только внутренние, только для членов церкви «Краеугольный Камень», но постепенно люди из других церквей стали проситься на них, и пришлось искать другие формы. Сейчас на «Селахах» бывает примерно половина от всех участников гостей из самых разных городов. Особое место и внимание устроители уделяют православным, Наиля Аглиуллина считает, что им очень важно «почувствовать здесь свою часть». Во время семинаров ведущие обращаются к опыту святых и к работам современных православных богословов.
В этом году прошло два «Селаха»: зимний, где собираются пресвитеры и служители из разных общин и деноминаций; в этом году он назывался «Царство Божие здесь и сейчас»; и летний, куда приглашаются все, кому интересен опыт данной церкви, а также есть интерес к православной традиции; его тема была: «Пробуждение образа Божьего в нас». Вот некоторые темы встреч на них: «Церковь историческая и мистическая, внешняя и внутренняя иерархия», «Роль и место церковных символов в традиции Церкви», «Богословское образование, духовное развитие», «Этапы духовной жизни», «Мужская и женская харизма». Особенно живо обсуждались темы, связанные с символами и Преданием Церкви, ролью и местом Богородицы и святых в жизни христиан, соотношение закона и благодати на пути спасения.
Христианское единство – путь узнавания Христа в другом
На зимнем пастырском «Селахе» стало очевидно, что если мы, христиане, говорим и молимся о приближении «Царства Божьего» («Да приидет Царство Твоё» в молитве «Отче Наш»), то нам необходимо искать пути к единству, к преодолению расколотости Церкви Христовой через общение, через интерес разных христиан друг ко другу. Нужно выходить из своей скорлупы, прокладывать мосты навстречу другому, преодолевая стереотипы и ложные установки, искать то Божье, Христово, что может нас объединить. Это связано с прямым исполнением заповеди Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21-23). Для этого конечно требуется должная мера смирения, осознания нужды христиан друг в друге, выход из самодостаточности. Экуменизм терпит крах, потому что хочет всё и всех усреднить. Единство не в этом, а в том, чтобы выйти за пределы самого себя, увидеть другого. Подлинное единство – в многообразии, а не в унификации.
Многие протестантские пресвитеры и служители на «Селахе» признали, что для углубления жизни с Богом важно изучать церковную историю и традиции, без этого не будет «мехов», в которые Господь сможет влить «новое вино», открыть новые смыслы. Царство Небесное приоткрывается через символы, которые являются как бы Его следом в истории. На установочном докладе Наиля Аглиуллина сказала: «Когда протестантская церковь отринула символы – литургию, иконы, - она отринула мост в иной мир. Без символов нет связи с Царством Божьим. Если мы не видим, не понимаем их – для нас Царство Божье перестает существовать. Также важно и Предание». Эти слова задали тон всему зимнему «Селаху», породили бурные обсуждения и поиски ответов на вопросы. Все согласились с тем, что протестанты протестуют не против традиции, а против омертвения традиции. Отвергнув ритуал, протестанты «выплеснули с водой и ребенка», отказавшись от того подлинного в церковной традиции, что не смогли понять.
Сегодня протестанты ожидают от Православной Церкви в России ответов на свои вопрошания в мирном диалоге, возможности поделиться опытом осмысления истории, традиций и символов Церкви, помочь открыть Священное Божественное Писание и Священное Божественное Предание в их актуальности и глубине.
* Община «Краеугольный Камень» не относится к сети церквей «Краеугольный камень», разбросанной по городам России.
Ксения Антоненко
Фото Валерии Логиновой