Сегодня исполнилось 20 лет пресвитерской хиротонии свящ. Георгия Кочеткова

20 лет назад, 24 сентября 1989 г., митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря совершил пресвитерскую хиротонию о. Георгия Кочеткова.

Это произошло через шесть с лишним лет после дьяконской хиротонии о. Георгия, которая была совершена на праздник Благовещения 1983 г. ректором Ленинградской духовной академии архиепископом Выборгским Кириллом (ныне – Патриархом Московским и всея Руси). Вскоре после этого о. Георгия исключили из ЛДА по требованию уполномоченного Совета по делам религий и КГБ (этот случай подробно описан в книге архим. Августина (Никитина) «Церковь плененная»).

Пять лет своего дьяконского служения о. Георгий находился в «черных» списках среди так называемых «профилактируемых», не имея возможности ни работать на светской работе, ни служить в храме. Но о. Георгий продолжал служить Богу и Церкви; он написал магистерскую (кандидатскую) диссертацию по пастырскому богословию на тему «Таинственное введение в православную катехетику», основал и возглавил Свято-Филаретовский православно-христианский институт, продолжал миссионерскую, катехизическую и переводческую деятельность. И сила Божия оказалась сильнее сопротивления государственных структур: в 1989 г. о. Георгия рукоположили в священники в новоооткрытый Троицкий храм в г. Электроугли Московской области. Через год о. Георгия назначили настоятелем Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря в Москве и храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.

Испытания, которые довелось пройти о. Георгию и его общине, – потеря храмов, несправедливые прещения, клевета от лжебратий и многое другое, – не угасили его веры и желания служить Богу и Церкви. И как изобильно Господь благословил это служение! Несмотря на все трудности и препятствия, многие тысячи человек пришли в церковь, люди получали духовное образование в Свято-Филаретовском институте, все эти годы велась работа по переводам богослужебных текстов, организовывались международные научные конференции, издавались книги, – всего и не перечислить!

Сегодня в том же храме, в котором он был рукоположен в пресвитеры 20 лет назад, – в Успенском соборе Новодевичьего монастыря – о. Георгий возглавил литургию, за которой сказал проповедь на Апостол и Евангелие:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры! Мы только что слышали Евангельское чтение о сирофиникиянке, которая получила неожиданный ответ от нашего Господа, Который был переполнен любовью, Который Сам был Любовью, Любовью свыше. И вначале может показаться, что Господь ей отказывает. Как это может быть? Неужели Господь может отказать страдающему человеку? Господь говорит, что не следует брать хлеб у детей и давать псам. В греческом тексте употреблено не совсем такое слово, как в славянском или русском – там говорится не о псах, а о собачках, и это немного смягчает ситуацию, но по-человечески на эти слова все равно можно было бы обидеться. И сирофиникиянка показывает удивительный пример смирения – она не обижается и говорит, что ей достаточно даже крох малых, которые она могла бы получить, как эти собачки. И Господь, конечно, помогает этой страждущей язычнице, по сути неверующей, по человеческому суду – неправедной, помогает только потому, что она просит Господа и проявляет свое истинное смирение.

Это ставит перед нами важный вопрос христианской жизни. Когда-то, еще в начале века знаменитый русский философ Николай Бердяев написал книжку «Философия неравенства». Она многих удивляла и до сих пор удивляет: как же может православный христианин выступать за неравенство? А, оказывается, есть две крайности жизни, в которых христиане не всегда разбираются. Одни часто требуют полного уравнения всех во имя некоторой абстрактной идеи, требуют уравниловки, как это, к сожалению, было с нашим народом на протяжении большей части XX века. Да и сейчас нередко встречается такая позиция: если у тебя немножко больше, значит, у тебя надо отобрать, а тебя надо сжечь, уничтожить. Так рассуждали и рассуждают многие люди в наше время. Другие, наоборот, считают, что нужно выстраивать такие иерархии, пирамиды, в которых одна часть уже не знает, где, за каким облаком находится другая. И то, и другое не соответствует христианской жизни и учению нашего Господа.

Господь показал в диалоге с этой сирофиникиянкой, язычницей, что в жизни важны качества. Господу не все равно, как мы верим, как мы живем, как мы молимся. Однако даже различая свой народ, своих детей и других людей, которые в этот народ, в церковь Божью не входят, Господь проявляет милосердие ко всем и ожидает нашей любви ко всем людям, потому что он нам дал благодать, а кому больше дано, с того больше и спрашивается, как говорит нам Слово Божье. Если у нас есть благодать и вера, мы должны делиться ей бескорыстно! «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов», -– говорит нам апостол Павел (Гал 6:2), о чем мы тоже только что слышали. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22-23). Такие люди могут покрыть любовью всех и вся. В этом – одна из тайн служения нашей иерархии: наших епископов, пресвитеров и дьяконов, – потому что кому больше дано, с того больше и спрашивается. Нам дается благодать для служения, потому что чем больше мы даем, тем больше мы получаем. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет», –- говорит тот же апостол Павел (2 Кор 9:6).

Пусть, дорогие братья и сестры, это научит нас и подлинному смирению, и настоящему дерзновению. Будем преодолевать как тенденцию уравниловки в нашей жизни, желание, чтобы у нас было все как у всех, а с другой стороны, желание возвыситься над другими, горделиво созерцая других откуда-то сверху, как будто мы – пресвитеры или другие члены иерархии – сделаны из другого материала, из другого теста. Мы все народ Божий, но Господь смотрит на каждого, на сердце его и на плоды духа его, чтобы прославлялось имя Господне во веки веков.

После службы игумения Новодевичьего монастыря Маргарита подарила о. Георгию икону свт. Иоанна Златоуста и поздравила его с праздником:

«Дорогой отец Георгий, позвольте поздравить Вас с днём Вашей личной пятидесятницы, двадцатилетием хиротонии. Позвольте пожелать Вам, чтобы Господь и впредь даровал Вам Свои богатые милости, Божия Матерь покрывала Вас своим Святым омофором и чтобы по молитвам святого Иоанна Златоуста Господь даровал Вам и впредь такой же дар слова, чтобы нести его людям, стаду Христову словесному, каким обладал этот великий святой угодник. Спаси Вас Господи».

Первый крестник и друг о. Георгия, профессор СФИ Александр Михайлович Копировский от имени всех братьев и сестер Преображенского братства поздравил его:

«Дорогой наш отец, духовный попечитель, наставник! Мы хотим поздравить, хотя бы этим малым числом, но поздравить тебя от всех твоих детей. Поздравить -- значит пожелать здоровья, но здоровье физическое, мы знаем, ты положил на служение Богу. Здоровья духовного не нам тебе желать, но ты нам желаешь. Мы с радостью сейчас, с благодарностью Богу, с благодарностью Святой Церкви, приносим тебе нашу любовь, наше пожелание укрепляться в служении на многая лета! Потому что каждый день твоего служения укрепляет нас, и, главное, приводит новых людей ко Христу и в Церковь. Мы не можем похвалиться какими-то богатыми дарами, разве только немощами, но всё-таки, как символ нашей любви, нашего почитания тебя как пастыря, мы хотим подарить от всех нас, от всего содружества вот этот крест, в знак некоторого восстановления того, что было. Чтобы Крест Христов, как красота Церкви, всегда был в центре нашей жизни, потому что в нём залог нашего спасения. Аминь».

В ответном слове о. Георгий сказал:

«Дорогие братья и сёстры, как икона святого Иоанна Златоуста, так и Крест Христов – это то, к чему мы стремимся. Это та святыня, которая всегда вдохновляет и ведёт вперёд, не даёт уставать, не даёт падать или слишком долго лежать, но даёт силу встать и идти дальше. Прошу всех вас о святых молитвах ваших. Дай Бог, чтобы этот монастырь, это святое место всегда наполнялось благодатью, чтобы здесь всегда были люди, жаждущие благодати Божьей, Истины, Правды, справедливости, любви, надежды и веры. Спасибо вам».

После этого о. Георгию были возглашены многолетия.

От имени всех братьев и сестер Преображенского содружества братств еще раз сердечно поздравляем о. Георгия с 20-летием пресвитерской хиротонии!

Многие лета!

www.sfi.ru
загрузить еще