«Самое большое искушение для людей сегодня – уйти, не быть»

21 февраля – день памяти академика Сергея Сергеевича Аверинцева, выдающегося ученого, историка культуры, библеиста, переводчика…

Этот перечень можно продолжить: советского и российского филолога, культуролога, философа, литературоведа, крупного специалиста в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры ХIХ — ХХ вв., поэзии Серебряного века, поэта, лектора. Он являлся членом Союза писателей СССР (1985) и Всемирного союза писателей (ПЕН-клуба (1995)), был председателем Российского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президентом Ассоциации культурологов, членом Папской академии общественных наук… Но самое главное – Сергей Сергеевич был настоящим христианином.

В Преображенском братстве его имя будут помнить всегда еще и потому, что Сергей Сергеевич Аверинцев вступил и до конца своих дней оставался членом братства, поддерживая его инициативы.

Духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков познакомился с Сергеем Сергеевичем еще в 1970-е годы. А с 1990 года Сергей Сергеевич стал посещать полуразрушенный храм в подмосковном городе Электроугли, настоятелем которого был о. Георгий Кочетков. Позднее, когда о. Георгия перевели в Москву в собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери на Большой Лубянке, и позже – в храм Успения в Печатниках на Сретенке, Сергей Сергеевич стал помогать в алтаре, служить как чтец (по-гречески «анагност»), проповедовать с церковного амвона.

Сергей Сергеевич стал преподавателем, а с 1996 года и членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института, поддерживаемого братством. Он неоднократно защищал Институт и его основателя о. Георгия от несправедливых нападок и гонений. В те же годы Аверинцев был одним из самых деятельных членов редколлегии издаваемого Свято-Филаретовским институтом и Преображенским братством журнала «Православная община».

Сегодня мы публикуем слово Сергея Сергеевича Аверинцева в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 9 июня 1996 года из сборника его духовных слов-проповедей, вышедших в издательстве СФИ (в интернете публикуется впервые).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

...С какой радостью мы все должны смотреть на людей, имеющих решимость сделать перед Богом выбор – принять другого человека на всю жизнь и выбрать самому ответственное бытиё, бытиё, к которому мы призваны Богом. Все мы призваны к ответственному бытию, и это самое трудное. Людям больше всего хочется как-то уйти от ответственности. Русский мыслитель нашего времени Михаил Михайлович Бахтин в одной своей ранней работе говорил об искушении найти алиби в бытии, уйти от ответственности в своем бытии, оказаться где-то еще, но не в бытии, где совершается самый большой выбор, где берется на себя ответственность. И самое большое искушение для людей – уйти, не быть. Это искушение в наше время заявляет о себе так открыто, как никогда.

Я вспоминаю то, что сказал мне один человек, которого сейчас уже нет в живых, о котором я не имею права судить, в вере или в неверии он окончил свои дни. Это был глубокий человек, который серьезно искал веры и который был очень болезненно ранен мыслью Ницше о так называемой смерти Бога. И меня потрясли его слова при нашей последней встрече. Он мне сказал: «Ведь в наше время естественные отношения между людьми уже невозможны». Слава Богу, это не так, но в наше время больше чем когда-нибудь мы должны благодарить за это Бога. Есть богословский смысл в различении между благодатью и естеством, но это различение не абсолютно – дары Божьи и благодатны, и естественны. Без благодати мы не получаем и естественного. В наше время особенно откровенно враждебное естественному. Природа человеческая (это сказал еще Честертон в начале нашего столетия), гонимая человеческая природа использует право гонимых во все времена – она ищет убежища в храме, потому что храм всегда давал убежище преследуемому.

Я желаю, чтобы все мы каждое мгновение чувствовали, что, слава Богу, естественные отношения между людьми возможны в любое время, потому что Бог наш не меняется, Бог наш вчера и сегодня – один и тот же. И будем все помнить о том, что мы присягнули, мы обещали Богу выбрать бытие и выбрать ответственность, отвергнув безответственное небытие. Хотя у нас это только добрая воля, которая в реальности нашей жизни слишком часто остается лишь добрым пожеланием, но слава Богу, что у нас есть это доброе пожелание. Те, кто в полной мере являет нам пример верности, ответственности в Божьем бытии, — это святые, которых мы сегодня славим.

Спасибо за терпение.

Материал подготовила Дарья Макеева
загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку