«Розы и лилии» нашей жизни

09 апреля 2015
Сегодня исполняется 70 лет со дня гибели в фашистском лагере известного христианского богослова Дитриха Бонхёффера

Он погиб 70 лет назад в возрасте 39 лет, будучи к тому времени известным богословом, основателем христианских общин, мужественным антифашистом. Из безопасной Англии в 1935-м вернулся в нацистскую Германию и стал организатором и руководителем семинарии Исповедующей церкви. Целью этой церкви было не дать нацистской партии подчинить себе лютеранскую церковь. Уже через год ему было запрещено преподавать, а затем – публично выступать и печататься. Через два года, в 1937-м, была закрыта и семинария.

У Бонхеффера были шансы спастись и позже, когда он посещал в 1939 году Англию и Америку, а в 1942-м – Швецию, где ему предлагали остаться. Но он снова возвращался в Германию, считая, что должен «пережить этот сложный период национальной истории вместе с христианами Германии».

Последние два года жизни Бонхеффер провел в фашистских тюрьмах и лагерях, записи из которых впоследствии составили его книгу «Сопротивление и покорность». Все те, кто общался с ним в эти дни, были восхищены его благородным поведением и бодростью духа в нечеловеческих условиях, в которых он умудрялся даже писать стихи. Накануне своей казни, 8 апреля 1945 года, он совершил свое последнее в земной жизни богослужение. А через месяц Гитлер был окончательно сражен.

Сегодня, в день памяти мученика мира Дитриха Бонхёффера, мы публикуем фрагмент из его книги «Жизнь в христианском общении» (глава «Христианское братство и общение»), которая русскому читателю может быть лучше известна под названием «Жить вместе».

***

В настоящий период – между смертью Христа и Последними Днями – христиане имеют счастье жить в видимом реальном общении с другими христианами только благодаря благодатному предвкушению Последних Времен. Благодаря милости Божией христианское сообщество имеет возможность видимо собираться в этом мире, проповедуя Божье Слово и принимая Причастие. Но не все христиане имеют это благословение. Заключенные в тюрьмах, больные; одинокие, люди живущие вдали от своих собратьев-христиан, проповедники в языческих странах находятся в одиночестве. Они знают, что реальное общение христиан является благословением. Как и псалмопевец, они помнят, как они «ходили в многолюдстве ... в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» (Пс.42:4). Но они живут в одиночестве в далеких странах, являясь разбросанным «семенем» согласно воле Божьей. Но то, чего они лишены в жизни, они с избытком получают в вере. Например, находившийся в изгнании на острове Патмос ученик Господа Иоанн Богослов прославлял Бога вместе с своими христианскими общинами, будучи «в духе в день воскресный» (Откр.1:10). Он видит семь светильников, семь церквей, семь звезд, ангелов семи церквей и посреди всего этого и превыше всего этого – Сына Человеческого, Иисуса Христа во всем сиянии Своего воскресения. Христос укрепляет и ободряет его Своим Словом. Это есть небесное общение изгнанника в День Воскресный.

Реальное присутствие других христиан является для верующего источником несравнимой радости и силы. Томящийся в тюрьме апостол Павел призывает своего «возлюбленного сына в вере" Тимофея придти к нему в тюрьму в последние дни его жизни, он хочет снова увидеть его. Павел не забыл слезы Тимофея при их расставании (II Тим.1:4). Вспоминая христианскую общину в Фессалониках, Павел молится «ночь и день... всеусердно, чтобы видеть лице ваше» (I Фес.3:10). Престарелый Иоанн знает, что его радость не будет полной совершенной до тех пор, пока он не придет к своим людям и не поговорит с ними наяву; это совсем другое, не то что письма (2 Ин.12).

Верующий не стыдится того, что он как бы все еще слишком много живет во плоти, поскольку он хочет иметь рядом других христиан. Человек был создан во плоти, Сын Божий явился на земле во плоти, Сын Божий воскрешен в плоти, во время Святого Причастия верующий принимает Господа Иисуса Христа во плоти, а по воскресении мертвых будет совершеннейшее общение Божьих духовно – физических существ. Поэтому верующий восхваляет Создателя, Искупителя, Бога, Отца, Сына и Святого Духа за физическое (телесное) присутствие брата – христианина. Заключенные узники, больные, и христиане в изгнании видят в общении с собратьями во Христе реальный знак благодатного присутствия триединого Бога. Посетитель и тот, находящийся в одиночестве человек, которого он навещает, узнают друг в друге Христа, присутствующего во плоти. Они встречают друг друга, как встречают Господа – со смирением, почтением и радостью. Они принимают благословения друг от друга, как благословение Господа Иисуса Христа. Но если благословение и радость присутствуют при единичной встрече двух христиан, то какие же неисчерпаемые блага открываются тому, кто по воле Божьей имеет счастье жить в ежедневном общении с другими христианами!

Однако следует сказать, что то, что для одинокого человека является невыразимым Божьим даром, пренебрегается и попирается теми, кто имеет этот дар каждый день. Люди легко забывают, что общение братьев во Христе – это дар благодати, дар Царства Божия, который может быть отнят у нас в любой момент. Они забывают, что время, отделяющее нас от полного одиночества, может оказаться очень коротким. Поэтому, тот, у которого сейчас есть это счастье – жить полной христианской жизнью в общении с другими христианами, должен от всего сердца восхвалять Божью благодать. Пусть, стоя на коленях, он возблагодарит Бога и скажет: «Это – благодать и ничто иное как благодать: мне дано жить в общении с братьями во Христе».

Бог наделяет людей даром реального общения с другими христианами в разной мере. Христианин, живущий в изгнании, утешается кратким визитом другого христианина, совместной молитвой и братским благословением; ему придает силы и письмо, написанное рукой христианина. Приветствия в посланиях апостола Павла, написанные им собственноручно, несомненно, являлись знаком христианского единения. Другим дается дар совместной молитвы по воскресеньям. Некоторым дается счастье вести христианскую жизнь в лоне своих семей. До своего рукоположения семинаристы получают дар совместной жизни с другими братьями во Христе на какой-то определенный период. В сегодняшней Церкви серьезно настроенные христиане все в большей мере проявляют желание вместе проводить свободное время, живя согласно Слову Божьему. Христиане нашего времени рассматривают свое общение, как необычайную благодать, как «розы и лилии» христианской жизни.

конец!