Рождество Христово – время для воцерковления

11 января 2016
Даже дети могут свидетельствовать о своей вере, если они встречаются со Христом, предстающим пред ними в духовном теле…

Рождество Христово – один из самых почитаемых праздников в христианстве. Именно на этот праздник, наряду с Пасхой, Богоявлением и Пятидесятницей, происходило крещение катехуменов в древней церкви*. Не случайно Типикон Великой церкви предписывает петь стих «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» [Гал. 3:27] («Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся»), входящий в таинство крещения, на рождественской литургии вместо Трисвятого.

В соответствии с древней традицией на праздник Рождества Христова в результате полной катехизации через Преображенское братство воцерковились более шестидесяти человек из разных городов России. Накануне праздника, 6 января, двое из них приняли святое Крещение, один человек – миропомазание. Вместе с взрослыми были крещены три мальчика в возрасте десяти-одиннадцати лет, которые сознательно выбрали православную веру. Все остальные воцерковлявшиеся присутствовали на крещении и имели возможность обновить память о таинствах крещения и миропомазания, а также подтвердить свои крещальные обеты.

Таинства совершал священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретовского института. Он поздравил всех воцерковившихся, отметив, что все, кто приобщился или обновил благодать крещения, возобновили свой завет со Христом и теперь будут жить в церкви по-новому.

– Для вас теперь церковь будет не просто зданием или организацией, институтом, который совершает какие-то свои действия, устанавливает какой-то свой порядок, для вас это будет, прежде всего, живое присутствие Христа в живом и святом народе Божьем. Всех поздравляю, за всех рад, как и за ваших поручителей и катехизаторов. Все те, кого Господь сегодня призвал, все вы останетесь в Народе Божьем и будете жить, чтобы ваш дар Духа Святого, ваш талант всегда умножался во славу Божью, – сказал о. Георгий.

Все новопросвещенные перешли на третий этап оглашения – таинствоводственный – пpоходя котоpый «младенцы во Xpиcте» должны стать «веpными» членами Цеpкви. Во время этого этапа акцент делается на новом порядке жизни во Христе, на догматах Церкви и на церковных таинствах. Так, например, всю первую неделю после праздника Рождества Христова воцерковившиеся будут причащаться в храмах каждый день, а также участвовать во встречах, посвященных таинствам, догматам и аскетике.

Проповедь священника Георгия Кочеткова после чтения Апостола (Рим. 6:3-11) и Евангелия (Мф. 28:16-20) на таинстве крещения 6 января 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

Мы сейчас слышали совершенно замечательные, проникновенные слова сначала апостола Павла, а потом евангелиста Матфея о том, что для нас означает Крещение. Апостол Павел говорит ясно: «Так и вы, считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе» (Рим. 6:11). Если мы христиане, то мы живем во Христе, если мы живем во Христе, значит, мы должны как Христос однажды умереть, умереть для греха и воскреснуть, восстать для Жизни вечной, для новой жизни во Христе в Духе Святом.

Крещение действительно похоже на смерть и погребение, а потом восстание из мертвых, похоже внешне, но главное не в этом, не только во внешних знаках. Оно, прежде всего, для нас важно как знак нашей веры, надежды и любви, как знак покаяния и рождения в новую жизнь. Мы должны действительно напитаться Христовой верой, Христовой надеждой и Христовой любовью. Поэтому-то нам важны слова евангелиста Матфея: в конце своего Евангелия он нам говорит о том, что произошло со Христом Воскресшим. Вот Христос уже воскрес, вот как бы и мы в крещении воскресли для новой жизни. И вот ученики Христа встречают Его в Галилее, вдали от Иерусалима, т.е. от привлекательных по внешности мест. Они пошли в Галилею на ту гору, куда велел им Иисус. И вдруг Его увидели. Раньше, пока они еще не были как бы духовно возрождены Воскресением Христовым, они Христа не видели. А вот тут Воскресший Христос у них как перед глазами, они увидели Его и пали ниц. Хотя Он воскрес в теле духовном и значит, не для всякого человека был виден, только для человека, способного воспринимать вещи духовные. Христос воскрес во плоти, но во плоти духовной, и мы это с вами хорошо знаем.

Но оказывается, что среди пошедших в Галилею были люди, у которых веры не хватило, и которые еще не имели духовных очей. И они ничего не увидели. Одни увидели Христа, пали перед Ним ниц, а другие – что? Усомнились, потому что духовно еще с Христом не возродились. А те, кто увидел Христа Воскресшего поклонился Ему, как сегодня крещаемые поклонялись Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной. И тогда Иисус уже мог начать открывать им духовные тайны, говорить им о тех повелениях, которые были раньше невозможны даже по отношению к апостолам. Христос, приблизясь, промолвил им так: «Дана мне вся власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Так сказал Он им в Своем новом духовном облике, в Своем Воскресении. Воскресший Христос имеет власть над небом и над землей, над всем миром – для тех, кто Его познал, кто знает Его Любовь, Его Веру и Надежду. А для других князем мира сего остается сатана.

И вот Христос для тех, над кем Он господствует властью Своей Любви, говорит: «Идите, — все, каждый и все вместе, — и научите все народы!» (Мф. 28:19) Для Христа не существует человеческого деления по нациям, народам и даже древнее деление между Израилем и язычниками утрачивает свое значение. Потому что важно лишь одно – сросся человек со Христом или нет. И новый святой Народ Божий возникает независимо от человеческих различий и границ. «Идите, сделайте учениками все народы!» То есть всех – иудеев и эллинов, и тех, кто был язычником, и тех, кто был грешником, и тех, кто считал себя праведником, сделайте всех учениками и крестите их, погрузите их в Откровение, Дух и Жизнь Отца и Сына и Святого Духа.

«Научите их соблюдать все, что я заповедал вам», – говорит Господь. Значит, каждый крещеный должен почувствовать себя под главою Христом, под Его властью любви, чтобы подчиняться только Духу Божьему, и никаким другим духам мира сего, и никаким относительным ценностям – историческим и только лишь человеческим. Нужно крестить и приобщить к Богу всех людей, независимо ни от каких земных различий. Всех надо научить всему, что нам Господь заповедал. И это должен уметь делать каждый, без всякого различия по полу и возрасту. Даже дети, как нам известно из житий, могли свидетельствовать о своей вере, о своем просвещении и просветлении перед лицом Божьим, если они встречались со Христом Воскресшим, Христом, предстающим пред ними в духовном теле.

Так вот давайте с вами это делать, чтобы каждый из нас мог идти, а не просто сидеть на завалинке, у себя на печке, идти и делать учениками все народы! Давайте жить так, чтобы можно было крестить эти народы во имя Отца и Сына и Святого Духа и научать их соблюдать все, заповеданное Христом! А Он нас не оставит, как Он нам и обещал: «Вот, Я с вами», причем «во все дни». Это значит не просто сегодня – да, а завтра – нет, сегодня вы лучше, а завтра – хуже, и Я буду колебаться вместе с вами. Нет, Господь всегда с нами, если только мы не предали Его, не оставили Его, не разуверились, не потеряли любви и надежды. «Я с вами, – говорит Господь, – во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20), т.е. до конца истории, пока не исчерпается тот ресурс, который Господь заложил в этот мир.

Вот какие замечательные слова нам говорит Евангелие! И давайте чистым и открытым сердцем вникнем в эти слова, примем их в самую глубину нашей жизни и сделаем их руководящими, действующими всегда, без всякого исключения, что бы мы не делали в этом мире, на этой земле! Пусть Господь действует через нас, пусть каждый увидит в нас Христа Воскресшего, пришедшего, чтобы обратить людей от тьмы и греха к Жизни вечной!

Аминь.

* П.Гаврилюк. История катехизации в древней церкви. С. 152-153
Дарья Макеева
Фото Александра Волкова, Андрея Васенева
загрузить еще