Православные верующие называют его Рождественским постом. И, вопреки расхожему мнению, заняты в эти дни совсем не тем, что меняют свои привычки в еде (это внешняя и не самая важная часть поста). «Самое главное в пост – не то, что мы едим или не едим, а то, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее. То, как мы работаем над собой, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире», – говорит специалист по русскому богословию, первый проректор Свято-Филаретовского православного института Дмитрий Гасак.
«Гастрономическая составляющая никогда не считалась главной для христианского поста. Изначальный смысл всех ограничений в том, чтобы питаться проще и дешевле, чтобы сэкономленные время, силы и средства потратить на дела милосердия и помощь нуждающимся. Пища не может осквернить человека, его делают неспособным к общению с Богом дурные поступки, недостойное отношение к другому человеку, злые мысли и слова», – рассказывает священник Георгий Кочетков.
Важно посвятить этот период добрым делам. Конечно, было бы здорово никогда не забывать о них, но так в реальной жизни почти никогда не получается. Поэтому пост, по словам священника, – это самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям и близким, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.
«Главное – сосредоточиться, собраться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково твое место перед Богом и каково место Бога в твоей жизни. Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания – например, что-то важное прочитать или завершить какое-то доброе дело – не для себя, для другого. Или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком», – рассказывает священник Георгий Кочетков.
В этом году мы вступаем в Рождественский пост в условиях пандемии, когда многие вынуждены быть дома, и некоторым это особенно трудно переносить, потому что общение с близкими подвергается серьезному испытанию – как с теми, с кем мы живем в одном доме, так и с теми, кого не можем видеть. Поэтому в этот раз, по словам священника, у Рождественского поста есть свои особенности, свои трудности и задачи, говорит Георгий Кочетков.
«Этот пост не такой строгий, как Великий или Успенский, он не самый древний, но длительный, сорокадневный. Как и всякий пост, он требует от нас внимания, сосредоточенности на том, что мы часто упускаем из виду. Конечно, начиная пост, надо посоветоваться с духовно опытным человеком, чтобы не превращать это время в диету или аскетические упражнения, вызывающие только тоску. Важно, чтобы пост помогал человеку расти, наполнял его силой и вдохновением, восстанавливал утраченное, так или иначе ослабленное или разрушенное», – говорит Георгий Кочетков.
Для кого-то этот пост, как в древности, станет последним этапом подготовки к крещению или к первой исповеди и первому причастию, то есть к воцерковлению. «Это замечательно, особенно если воцерковлению действительно предшествует, в соответствии с древней традицией, серьезная подготовка, хотя бы полгода-год. Для взрослых, сознательных людей это совсем не много. По древним канонам взрослых надо готовить к крещению и сознательному вхождению в Церковь три, а то и пять лет», – рассказывает священник.
Нам иногда жаль тратить время на такую подготовку, и в результате оказывается, что люди в церкви часто лишь прицерковлены, а не воцерковлены, говорит Георгий Кочетков. «Они не умеют молиться, даже если читают молитвословы и знают какие-то молитвы наизусть, не умеют разумно обратиться к Богу, услышать Его ответ и поступить по-божески. Крещеные люди иногда плохо знают даже текст Писания, а жить на глубине его духа и смысла и не пытаются – просто не имеют такого опыта. Творить добрые дела по-евангельски, мудро и в простоте, так чтобы они открывали другим возможность подойти ко Христу, не умеют также. Часто христиане не готовы быть по-настоящему открытыми, ходатайствовать перед Богом за своих родных и близких, друзей и знакомых, за всех, кто нуждается в духовной молитвенной помощи, а таких людей вокруг нас всегда много. И именно поэтому даже в церкви люди часто так разобщены, так плохо друг друга понимают, плохо умеют доверять и Богу, и друг другу, а если и дружат, то часто против кого-то, а не за людей, не за дело Божье», – объясняет священник.
«Рождественский пост может нам всем помочь – и тем, кто только совершает свой путь к Богу и в Церковь, и тем, кто уже давно считает себя человеком верующим и церковным, – говорит Георгий Кочетков. – Рождественский пост готовит нас к праздникам Рождества и Богоявления, которые в древности всегда отмечались вместе как праздник явления Бога и Человека Христа в этот мир. Христос является, чтобы нас спасти, преобразить, дать нам силу и радость жизни в общении с Богом, в духовном единстве друг со другом, чтобы мы умножали дары Духа Святого – то есть жили не бездарно и не бессмысленно. Христос хочет, чтобы все люди обрели свободу и любовь, познали Истину, которая нас, по слову Евангелия, делает свободными, то есть чадами Божьими, и ставит выше небесных сил: ангелов, архангелов, серафимов, херувимов, служащих Господу энергий и каких-то сил мира сего».
Мы все время выбираем себе, на кого больше обратить внимания, на кого меньше, с кем выстраивать отношения, а с кем нет. Мы не должны пренебрегать людьми. Каждый человек, пока живет на земле, сохраняет в себе образ Божий, и нужно помогать пробуждению к духовной жизни и рождению во Христе каждого человека, которого Господь нам дает, не отвергая никого, говорит Георгий Кочетков.
«Это связано с Рождеством Христовым. Если с кем-то мы стали ближними – вдруг оказались где-то соседями или посмотрели друг другу всерьез в глаза, то это всегда возможность проявить любовь и помочь человеку вернуться к Небесному Отцу. Чудо – дело наживное. Чтобы происходили рождественские чудеса, надо помогать Богу, находиться с Ним в сотворчестве и прислушиваться к тому, чего Он хочет от нас. Вот этому вдумчивому деланию себя самого, окружающих людей и нашей общей маленькой Вселенной как раз и посвящен Рождественский пост», – заключил священник.