«Революция стихийно вызывает к обнаружению человеческие страсти и вожделения»

10 февраля 2017
Свидетельство очевидца: протоиерей Николай Буткин о том, как встретила революцию православная церковь
Протоиерей Николай Буткин
Протоиерей Николай Буткин

Священник Николай Григорьевич Буткин (1882-1937) был известен в начале XX века своими проповедями и миссионерской деятельностью на Урале. После окончания Казанской духовной академии он служил в Екатеринбурге (1909-1916), в Шадринске (1916-1926) и затем в Уфе (1926-1931), где и был расстрелян в 1937 году. Он был любящим пастырем и верным христианином, до конца не признавшим предъявленных ему обвинений.

Мы публикуем материалы доклада члена Уральского церковно-исторического общества и Свято-Елизаветинского малого православного братства Светланы Буткиной об отце Николае, основанного на сохранившихся газетных публикациях и документах того времени, а также на дошедшей до нас его автобиографической рукописи.

***

В своем рукописном романе отец Николай так описывает начало февральских событий: «Как вихрь ворвались в обывательскую жизнь зловещие слухи: "В Питере восстание, революция, власть перешла к Государственной Думе. ...В России установлена республика"».

В связи с развитием революционных настроений в обществе осложнилась ситуация в церкви. Многим тогда казалось, что революция открывала новые возможности для церковных реформ. Представители духовенства переживали эйфорию от свободы, провозглашенной Временным правительством, надеясь разом решить все накопившиеся за Синодальный период проблемы церковной жизни. Съезд духовенства благочинных Шадринского уезда выразил «телеграфом приветствие новому правительству и радость по поводу наступления новой эры в жизни Церкви».

Со страниц Екатеринбургских епархиальных ведомостей возносятся благодарственные молитвы «за это счастье тем, кто нам его подарил»: «Велика должна быть благодарность наша борцам за свободу, горяча должна быть молитва наша за тех, что "жертвою пали в борьбе роковой"». Звучит призыв проявить «дух и ревность истинных служителей слова правды, мира и любви, этих великих начал, объединяющих христианство и социализм».

Отец Николай вспоминает: «В обществе каждый более или менее интеллигентный человек ждал бури и сочувствовал революции. Грустно было …видеть, что православие отмирало как бы вместе с царской государственностью… Воистину жаль, что "неописуемое воодушевление" было вызвано не образом забытой, поруганной, но вечно живой и любящей Церкви Христовой, которая зовет нас ...к высокому подвигу ради Славы Божьей, а только гражданским чувством спасения родины».

В отличие от многих пастырей, захваченных революционными событиями, отец Николай Буткин сохраняет трезвенность и верность евангельским идеалам жизни. Это часто становилось предметом непонимания со стороны собратьев пастырей. Свое отношение к революционным событиям он высказал в письме к другу: «...здесь пробивается наружу не святое, а земное и насквозь житейское... Революция стихийно вызывает к обнаружению человеческие страсти и вожделения. Нам предстоит поэтому видеть и пережить многое».

В 1917 году по Шадринску разлетается листовка отца Николая «Простые советы». В ней сказано, что «когда человек отдается миру, увлекается сходками, спорами, Христос уходит из его сердца, потому что такой человек делается суетливым, раздражительным, жадным до своих выгод».

С марта по май 1917 года происходит целая череда церковных собраний. На всех  собраниях протоиерей Николай Буткин проявил себя как неравнодушный человек, пастырь и гражданин, иногда оставаясь в полном одиночестве, выступая наперекор общепринятой точке зрения. Основным мотивом его выступлений становится призыв к просвещению народа.

В апреле 1917 года на съезде благочинных в Шадринске активно обсуждался вопрос об отделении церкви от государства. После горячих споров была принята формула, предложенная отцом Николаем: «Духовенство, приветствуя свободу совести и соединенную с ней свободу вероисповедания, признает необходимость отделения церкви от государства, понимая это, как предоставление церкви полной свободы во внутренней своей жизни».

Но «...идея, выдвигаемая левыми партиями и служащая отзвуком западного рационализма о том, что религия, есть дело частное, должна быть признана не только ложной, но и убийственной для народной жизни, ... ведущей народ к вырождению и гибели», – пишет отец Николай.

Показательной стала позиция прот. Николая Буткина, выраженная им в Открытом письме к духовенству съезда по поводу принятых решений Первым свободным съездом духовенства и мирян в Екатеринбурге, где он громко заявляет о своем недоверии к съезду: «Религиозное чувство, пастырское сознание оказалось подавленным чисто мирским, стихийным чувством свободы». Он упрекнул съезд в употреблении «избитых фраз о благе свободы» и в «фактической канонизации революции», критиковал решения собора за плохо организованные выборы епископа; единение «в революционном порыве» с католиками и протестантами, затушевывание межконфессиональных проблем общения; отсутствие полноценной миссии, просветительской работы в деревнях; отсутствие решений о роли пастыря в проекте прихода и так далее.

Но наиболее болезненным для отца Николая стал тот факт, что поддавшись на горячие призывы депутата Приходько, священники в массовом порядке снимали с себя наперсные кресты с царскими вензелями, жертвуя их на нужды Родины: «А где же ваши жертвы на алтарь веры? Что дали вы родному православию?»

 

«Социализм – дух Великого инквизитора»

В Шадринске протоиерей Николай ведет религиозную полемику в прессе, распространяет листовки и брошюры. В своем воззвании ко дню празднования св. Симеона Верхотурского в сентябре 1917 года он зовет людей на праздник и объясняет: «Надо помнить, что на незаметных подделках под Евангелие строится царство Антихриста».

Протоиерей Николай продолжает выступать перед широкой общественностью: большую полемику вызвало его выступление на тему «Лев Толстой и демократическая школа»; в зале Общества приказчиков им прочитана лекция «Интеллигенция перед религиозной задачей момента»; отдельной книжкой вышла лекция «Достоевский о безбожии и социализме». Тема пророческого видения Достоевским соблазна социалистическими идеями становится одной из центральных в проповеди и выступлениях отца Николая и имеет влияние на умы паствы и духовенства. Текст этой лекции был распространен и в Тобольской епархии.

При большом стечении народа лекция была им прочитана в Спасо-Преображенском соборе Шадринска. В ней впрямую обличалось безбожие: «Тысячелетия культуры не изменили облика безбожников. На словах они ревнители свободы. Послушать их – за них наука, на их стороне разум и все видные умы человечества. Казалось бы, при такой поддержке, зачем воевать с верующими огнем и мечом? Они могли бы, будучи в силе, использовать литературу, газету, театр, кафедру. Увы! ...так и теперь пускают в ход дреколья, аресты и казни с пытками».

Особое значение имела лекция «Жизненная драма духовенства», прочитанная протоиереем Николаем 11 сентября 1918 года на Вечере скорби, посвященном памяти священнослужителей, погибших при советской власти. Сбор от вечера предназначался в пользу сирот погибших жертв. Лекция имела живой отклик, об этом писала пресса. Из этих же источников известно, что он говорил о проблеме и причинах отчуждения общества и духовенства. Главный тезис: быт – враг духовенства и ему надо объявить беспощадную войну. По приглашению Камышловского духовенства эта лекция была прочитана протоиереем Николаем в виде доклада на собрании благочиннического округа в Каменском заводе.

Затронутая тема стала предметом горячей дискуссии, которая продолжилась в переписке с отцом Стефаном Тихановским*. Полемика отражает взгляды отца Николая Буткина на проблему отношения христианства к социализму и политике. В качестве аргумента тому, что социалистическое счастье – это соблазн, он приводит доводы Достоевского, называя социализм «духом Великого инквизитора»: «Его обетование – это счастье последних дней человечества, его тактика – это полное повиновение и доверие к вождям, которые одни знают тайну».

Отец Николай пишет священнику-социалисту: «Вслед за Вами скажу и я: нельзя мириться с народной обреченностью на нищету, грязь и дикое невежество. Увы! Язвы жизни идут лечить чужие для нас люди, и не во имя Христа».

 

«Будем учить жить не в одиночку, а братством»

Собрать людей во имя Христа было главной задачей пастырского служения отца Николая: «Задача духовенства в том, чтобы организуя верных, как должно, на деле доказать как мирно и радостно может идти жизнь под покровом Церкви. ...Будем учить жить не в одиночку, а братством».

Отец Николай Буткин (в центре) и братчики Свято-Симеоновского братства
Отец Николай Буткин (в центре) и братчики Свято-Симеоновского братства

Это стремление нашло свое реальное воплощение на приходе Спасо-Преображенского собора в Шадринске. Образ св. Симеона Верхотурского чудотворца, как служащего мирянина, вдохновлял отца Николая на собирание людей, желающих послужить Богу и Церкви. Официальное открытие Симеоновского братства состоялось 31 декабря 1918 года. Народная газета сообщала: «Братство ставит своей задачей объединение верующих около церкви и поднятие веры в людях до степени сознательной, действенной». Члены Братства активно занимались помощью пострадавшим от революционных перемен семьям. Овощи с посаженного и общими силами взращиваемого огорода собирали и развозили по всем опекаемым. Вместе молились, украшали храм, занимались религиозным воспитанием детей.

 

В сложные годы социальных и политических перемен отец Николай Буткин выступал по всем насущным вопросам, которые вставали перед церковью. Он смело и бескомпромиссно высказывался публично в прессе, с амвона и общественных трибун.

Не только словами, но и делом он противостоял смуте в церкви и обществе, вызванной революционными событиями и начинающейся гражданской войной. Его объединение людей для молитвы, благотворительной и просветительской деятельности, личный исповеднический путь стали духовным ответом на происходившие кровопролитие, хаос и богоборческую политику советской власти.

По материалам доклада Светланы Буткиной «Отношение к революционным событиям 1917 года в жизни и служении протоиерея Николая Буткина», представленного на V Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», организаторами которой выступили Екатеринбургская епархия, ведущие ВУЗы Екатеринбурга и Екатеринбургская духовная семинария.

Подготовила Мария Мельникова

загрузить еще