Рай вместо руин

23 ноября 2015
Алексей Наумов, президент КПЦ «Преображение» рассказывает о том, что значит русская усадьба для нас
Усадьба Абрамцево
Усадьба Абрамцево

Словосочетание «русская усадьба» вызывает два прямо противоположных образа. С одной стороны перед глазами возникает старинный величественный дом с колоннами, отреставрированный и сияющий, окруженный ухоженным парком. Возможно, это будет одна из усадеб – центров дворянской культуры – Кусково, Останкино, Архангельское, Дубровицы, Алупка; или усадьба-мастерская деятелей культуры – Остафьево, Михайловское, Поленово, Абрамцево.

Другой образ – полуразрушенное здание с отсутствующей крышей и осыпающимися стенами. Он возникает не случайно: по сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России на конец 2007 года насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, и две трети из них были в разрушенном состоянии. Еще после Октябрьского переворота 1917 года практически все русские дворянские усадьбы были оставлены владельцами, подавляющее большинство из них подверглось разграблению и дальнейшему запустению. Но самое главное, был утерян особый уклад жизни, который вдохновлял наших предков на создание философских трудов, великих произведений искусства, литературы и т.п.

Усадьба Голицыных, господский дом. Село Самуйлово, Смоленская область.
Усадьба Голицыных, господский дом. Село Самуйлово, Смоленская область.

В последние двадцать лет интерес к усадьбе, усадебной культуре и традициям в нашей стране вырос настолько, что даже возникла такая отрасль науки как «усадьбоведение». С начала 1990-х годов, изучением, описанием и пропагандой культуры старинной российской усадьбы занимается Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) – российское незарегистрированное историко-просветительское объединение краеведов-любителей и профессиональных искусствоведов, созданное еще в 1922 году, ликвидированное в 1930-м, и возобновившее свою деятельность в 1992 году. Вот уже в течение двадцати лет ОИРУ ежегодно проводит научные конференции, посвященные русской усадьбе, которые собирают людей, заинтересованных в возрождении ее культуры. В этом году конференция «Русская усадьба в художественной литературе, дневниках и воспоминаниях» прошла с 18 по 20 ноября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева и Государственном музее А.С. Пушкина.

Фото Екатерины Бим
Фото Екатерины Бим
Алексей Наумов. Фото Екатерины Бим
Алексей Наумов. Фото Екатерины Бим
Фото Екатерины Бим
Фото Екатерины Бим

На конференции прозвучало более шестидесяти докладов, часть из которых была посвящена опыту восстановления русских усадеб. Мы попросили Алексея Наумова, президента Культурно-просветительского центра «Преображение», выступившего на конференции с докладом «Опыт возрождения усадебного комплекса Богоявленское, "Брыково тож": от восстановления стен к созиданию жизни» рассказать нам о том, какое значение может иметь усадьба для нас.

– Сейчас мы видим всплеск интереса к истории нашей страны, в том числе к истории русской усадьбы. И это очень хорошо, потому что усадьба это такой культурно-исторический феномен, через который очень многое можно понять о русском народе, о русской культуре, о русском творчестве. Многие усадьбы были культурными и творческими центрами, где создавались выдающиеся произведения музыки и литературы. Усадьбы были и центрами благотворительности: владельцы усадеб открывали богадельни, заботились о местном населении.

Но самое главное то, что усадьбы являли собой определенный уклад жизни человека. Изначально усадьба (от слова «усаживаться») – это родовое гнездо. Усадьбой владел род, она передавалась из поколения в поколение. И усадьбы были очень красивым местом, не случайно их сравнивали с раем. Это выражалось во многих деталях: в архитектуре, в убранстве, в парках. Это действительно был такой образ жизни в гармонии с природой, когда можно было гармонично отдыхать, учиться, заниматься творчеством. Обычно усадьба имела некую границу между своим пространством и окружающим – внутри «рай», гармония, а остальное, то, что вокруг, – это что-то другое. Но кроме традиционных усадеб, родовых гнезд, были еще усадьбы, которые были принципиально открыты остальному миру.

Были усадьбы, открытые к культурным и общественным веяниям, например, Абрамцево, которой владели Аксаковы. Эта усадьба была местом собирания дружеского круга славянофилов, и в ней была такая атмосфера, которая помогала человеку не просто хорошо проводить время, а задумываться над серьезными вещами, задумываться над своим призванием, духовными вещами, лучше видеть себя. Дружеское общение в Абрамцеве помогало людям раскрывать свои дары.

Наш Культурно-просветительский центр, владелец дома, который построен на месте усадьбы Богоявленское, «Брыково тож». И для нас очень важно, что дом КПЦ находится в таком историческом месте. Мы стремимся возрождать лучшие качества жизни усадьбы и гармоничный уклад жизни дома по законам добра и красоты, мы стараемся также быть открытыми для всего лучшего в культурной и общественной сфере вокруг. Мы проводим и в доме КПЦ различные конференции, семинары, выставки, которые, как мы надеемся, помогают возрождению человека и общества.

Дом КПЦ «Преображение»
Дом КПЦ «Преображение»

Для нас восстановление усадьбы – это не только воссоздание стен и усадебного пространства, но и восстановление определенного качества жизни, в котором есть место общению поколений, собиранию друзей, передаче исторической памяти.

Дарья Макеева
загрузить еще