Словосочетание «русская усадьба» вызывает два прямо противоположных образа. С одной стороны перед глазами возникает старинный величественный дом с колоннами, отреставрированный и сияющий, окруженный ухоженным парком. Возможно, это будет одна из усадеб – центров дворянской культуры – Кусково, Останкино, Архангельское, Дубровицы, Алупка; или усадьба-мастерская деятелей культуры – Остафьево, Михайловское, Поленово, Абрамцево.
Другой образ – полуразрушенное здание с отсутствующей крышей и осыпающимися стенами. Он возникает не случайно: по сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России на конец 2007 года насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, и две трети из них были в разрушенном состоянии. Еще после Октябрьского переворота 1917 года практически все русские дворянские усадьбы были оставлены владельцами, подавляющее большинство из них подверглось разграблению и дальнейшему запустению. Но самое главное, был утерян особый уклад жизни, который вдохновлял наших предков на создание философских трудов, великих произведений искусства, литературы и т.п.
В последние двадцать лет интерес к усадьбе, усадебной культуре и традициям в нашей стране вырос настолько, что даже возникла такая отрасль науки как «усадьбоведение». С начала 1990-х годов, изучением, описанием и пропагандой культуры старинной российской усадьбы занимается Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) – российское незарегистрированное историко-просветительское объединение краеведов-любителей и профессиональных искусствоведов, созданное еще в 1922 году, ликвидированное в 1930-м, и возобновившее свою деятельность в 1992 году. Вот уже в течение двадцати лет ОИРУ ежегодно проводит научные конференции, посвященные русской усадьбе, которые собирают людей, заинтересованных в возрождении ее культуры. В этом году конференция «Русская усадьба в художественной литературе, дневниках и воспоминаниях» прошла с 18 по 20 ноября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева и Государственном музее А.С. Пушкина.
На конференции прозвучало более шестидесяти докладов, часть из которых была посвящена опыту восстановления русских усадеб. Мы попросили Алексея Наумова, президента Культурно-просветительского центра «Преображение», выступившего на конференции с докладом «Опыт возрождения усадебного комплекса Богоявленское, "Брыково тож": от восстановления стен к созиданию жизни» рассказать нам о том, какое значение может иметь усадьба для нас.
– Сейчас мы видим всплеск интереса к истории нашей страны, в том числе к истории русской усадьбы. И это очень хорошо, потому что усадьба это такой культурно-исторический феномен, через который очень многое можно понять о русском народе, о русской культуре, о русском творчестве. Многие усадьбы были культурными и творческими центрами, где создавались выдающиеся произведения музыки и литературы. Усадьбы были и центрами благотворительности: владельцы усадеб открывали богадельни, заботились о местном населении.
Но самое главное то, что усадьбы являли собой определенный уклад жизни человека. Изначально усадьба (от слова «усаживаться») – это родовое гнездо. Усадьбой владел род, она передавалась из поколения в поколение. И усадьбы были очень красивым местом, не случайно их сравнивали с раем. Это выражалось во многих деталях: в архитектуре, в убранстве, в парках. Это действительно был такой образ жизни в гармонии с природой, когда можно было гармонично отдыхать, учиться, заниматься творчеством. Обычно усадьба имела некую границу между своим пространством и окружающим – внутри «рай», гармония, а остальное, то, что вокруг, – это что-то другое. Но кроме традиционных усадеб, родовых гнезд, были еще усадьбы, которые были принципиально открыты остальному миру.
Были усадьбы, открытые к культурным и общественным веяниям, например, Абрамцево, которой владели Аксаковы. Эта усадьба была местом собирания дружеского круга славянофилов, и в ней была такая атмосфера, которая помогала человеку не просто хорошо проводить время, а задумываться над серьезными вещами, задумываться над своим призванием, духовными вещами, лучше видеть себя. Дружеское общение в Абрамцеве помогало людям раскрывать свои дары.
Наш Культурно-просветительский центр, владелец дома, который построен на месте усадьбы Богоявленское, «Брыково тож». И для нас очень важно, что дом КПЦ находится в таком историческом месте. Мы стремимся возрождать лучшие качества жизни усадьбы и гармоничный уклад жизни дома по законам добра и красоты, мы стараемся также быть открытыми для всего лучшего в культурной и общественной сфере вокруг. Мы проводим и в доме КПЦ различные конференции, семинары, выставки, которые, как мы надеемся, помогают возрождению человека и общества.
Для нас восстановление усадьбы – это не только воссоздание стен и усадебного пространства, но и восстановление определенного качества жизни, в котором есть место общению поколений, собиранию друзей, передаче исторической памяти.