«Распахнуть форточки бытия»: поиск человека и поиск Бога в русском роке

13 марта 2017
Русский рок – явление советской культуры, возникшее на фоне типовых бытовых условий и духовного голода…

Поэты эпохи выражали в своих песнях жажду любви и свободы, надежду на обретение своего призвания. Русский рок был попыткой помочь человеку распрямиться, напомнить ему о собственном достоинстве. Мог ли герой этих песен быть воплощен в реальности или ему было суждено остаться лишь строчкой из песни? Об этом говорили в Екатеринбурге на встрече «Поиск человека и поиск Бога в русском роке», организованной Свято-Елизаветинским малым православным братством.

Как воспринималась эта музыка современниками? Самое краткое описание привел ведущий встречи Игорь Лисков: «Это было что-то живое». После встречи одна из ее участниц сказала: «В то время у нас не осталось музыки. Впечатление было такое, что закрыты все форточки, и нечем дышать. Мы искали новые песни, потому что "Подмосковные вечера" слушать уже было невозможно».

«Перемен требуют наши сердца!» – таким был девиз человека в этой душной атмосфере. Все, что угодно – только откройте форточки! Была уверенность, что вместе со свежим воздухом с неизбежностью придет что-то лучшее. Но представление о том, что именно должно прийти, было туманным. Как должен жить человек свободный? Во что он будет верить, чем он будет занят? 

Виктор Цой
Виктор Цой

Герой русского рока был убежден, что со свежим воздухом придут и ответы. Это был герой духовного сопротивления, и его нельзя было свести к подростковому бунту, как это пытались сделать многие идеологи «страны закрытых форточек». Борьба за свободу была смыслом жизни, а победа виделась как нечто недостижимо удаленное. «Эх, как бы мне дожить, да как увидеть время, когда эти песни станут не нужны?» – пел один из лучших поэтов рока Александр Башлачев. В самом деле, разве может надеяться герой баррикадных боев, что он доживет до победы?

Поиск свободы не соответствовал устремлениям, предписываемым образцовому строителю коммунизма. Можно сказать больше: он не вписывался даже в быстро ставший каноническим образ «героя асфальта», он превосходил его самые смелые мечтания.

Я ранен светлой стрелой, меня не излечат.
Я ранен в сердце – чего мне желать еще?
Как будто бы ночь нежна, как будто бы есть еще путь –
Старый, прямой путь нашей любви.
Борис Гребенщиков, «Серебро Господа моего».

Борис Гребенщиков
Борис Гребенщиков

Многие различали этот путь, вечно старый и вечно новый, тот, который «выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской». Прямой путь любви — многие начинали видеть, что именно на этом пути можно обрести смысл жизни. Не за это ли борется человек свободный? «Когда человек обретает смысл жизни, все остальное по сравнению с ним становится тусклым, – говорил ведущий встречи. – Но на пути к этому смыслу человек сталкиваться с препятствиями – несовершенством мира и несовершенством самого себя».

Как ветра осенние жали — не жалели рожь.
Ведь тебя посеяли, чтоб ты пригодился.
Ведь совсем неважно, от чего помрешь,
Ведь куда важнее, для чего родился.

Как ветра осенние уносят мое семя.
Листья воскресения да с весточки – весны.
Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни станут не нужны.
Александр Башлачев, «Ветра осенние».

Александр Башлачев
Александр Башлачев

Многие авторы эпохи делились со слушателем опытом обретения этого пути. «Что мы можем у них взять? Мне нравится, как они ответили на вызов времени – быстро, четко и без колебаний, – поделился Игорь Лисков. – "Весточка – весна" была воспринята ими совершенно ясно».

Гости встречи в своих размышлениях несколько раз подбирались к вопросу – достаточно ли писать песни о свободе, чтобы быть свободным? Достаточно ли слушать песни о любви, чтобы научиться любить? На этих вопросах остановился русский рок.

Спустя больше чем десятилетие после гибели Виктора Цоя и Александра Башлачева герой фильма «Брат» идет с обрезом под полой, а в наушниках у него звучит «Наутилус». Не только форточки уже распахнуты и разбиты, а уже весь казавшийся несокрушимым бетонный бункер давно обрушился, и это произошло гораздо быстрее и проще, чем думали люди на баррикадах. И оказалось, что в мире надо не только слушать музыку, но и как-то действовать самостоятельно.

Герой фильма «Брат» действует в мире совершенно определенным образом. Музыка, братство и правда, которая сильнее всего – это становится для него моральным основанием для действия, во многом противоречащего любви. Он слышит призыв музыки именно так – и, возможно, герой 1990-х другого смысла вынести из этого призыва и не мог. И всё же, по словам одного из гостей встречи Олега Глаголева, творчество поэтов русского рока оставило в сердцах людей какую-то «ступенечку», от которой можно оттолкнуться.

«Я благодарен судьбе, что некогда по студенчеству мне довелось погрузиться в эту среду, – поделился участник встречи Дмитрий Парфенов. – То слово, которое несли поэты, создавало вокруг себя определенную культуру. Создавало среду, которая позволяла более глубоко воспринимать эти тексты. И мир открылся в большом многообразии. Мы принимали это, может быть, даже без фильтрации, но, в конечном счете, это давало толчок к росту. Это был очень важный жизненный опыт: жизнь вместе с группой единомышленников, практически в общине. Несмотря на безусловное и очень сильное давление среды, нас воспринимали даже с некоторым пиететом, потому что мы жили дружно».

«Время пробуждения, время звуков, время колокольчиков – все, что открыло нам это время, важно не пропустить», – сказал еще один гость Дмитрий Попиченко. Русский рок не просто поёт о том, что этот мир слишком сер и узок, он пытается прорваться к чему-то иному. «Этот серый и узкий мир – ненастоящий, настоящий мир – это мир красивый, свежий и гармоничный, он призывает человека жить и радоваться», – добавил он.

Ольга Савенко


Фото Дмитрия Парфенова

загрузить еще