Пути к исцелению жизни

02 сентября 2010
Священник Иоанн Привалов о спектакле "Зачарованные смертью"

16 августа 2010 года, в рамках паломничества Свято-Михайловского братства в город Петербург, состоялась встреча гостей из Архангельска, Тулы, Рязани с режиссером и актером «Авторского театра» Олегом Дмитриевым. В помещении театрального музея прозвучала сценическая композиция «Зачарованные смертью» по новой книге Светланы Алексиевич [подробнее см. здесь].

Своими впечатлениями от спектакля мы попросили поделиться настоятеля Заостровского прихода Архангельской епархии свящ. Иоанна Привалова.

О.Иоанн: Для меня этот спектакль стал, во-первых, знакомством с творчеством писательницы Светланы Алексиевич – текст ее неоконченной книги лег в основу сценической композиции. Во-вторых, на меня произвела сильное впечатление режиссерская и актерская работа. То, что мы увидели – к одному смыслу не сведешь.

Хорошо, что наша встреча с «Авторским театром» имела две части: первую – «читку» и вторую – обсуждение. На фоне второй части было видно, что художественная часть перевешивает обсуждение, и это тоже мне кажется замечательно, это свидетельство того, что мы встретились с настоящим искусством.

Вопрос: Что вы можете сказать о проблеме, поднятой в этом спектакле? Кажется ли она Вам сейчас важной, актуальной?

О. Иоанн: Спектакль воздействует на человека многообразно, волнует и беспокоит. На следующий день после просмотра в нашей паломнической группе рождались новые и новые вопросы. Мы, например, обсуждали, может ли воин-афганец, занимающийся сегодня бизнесом, быть таким культурным, интеллигентным человеком? Когда вечером после спектакля мы пришли в гостиницу, вопросов было море, мы даже сами не знали до конца, что мы, собственно говоря, хотим. Как высказать то, что родилось после спектакля, было непонятно.

Конечно, этот спектакль требует подготовки – определенного духовного и культурного уровня. Это история о конкретных людях, которые не знают Бога, но в тот вечер её слушали верующие люди. Понятно, что в верующем сердце моментально рождается отклик, желание что-то возразить, предложить, противопоставить предложенной ситуации. Но только реакция должна быть адресной.

«А вот почему герои спектакля неверующие люди, – спрашивали наши братья и сестры, – вот если бы они были верующими...». Но если бы они были верующими, это была бы совсем другая история.

В такой ситуации рождается очень много вопрошаний, которые, мне кажется, помогают нам помнить, что мы христиане XXI века, живем в стране, живем в народе, который пережил страшную катастрофу. И как на это реагировать? Я видел, что некоторым из нас было как раз трудно принять людей такими, какие они есть – неверующими... Как и большинство наших сограждан.

Вопрос: Насколько трезвенным, реальным представляется Вам тот путь покаяния, который предлагается в спектакле?

О. Иоанн: Я думаю, что художественное произведение потому и художественное, что предполагает многообразные варианты прочтения, понимания. Я не увидел в спектакле тенденциозности. В нем есть попытка показать разные уровни отношений.

То, что мы обсуждали с режиссером после спектакля – это уже другой разговор. Его позиция имеет право на существование, ее надо выслушать, о ней надо подумать, с ней надо пожить.

Мне очень импонировало то, что спектакль имеет исповедальный характер. Опыт режиссера, Олега Георгиевича Дмитриева, мне был очень близок, созвучен, тем более что мы ровесники. Мне было очень важно увидеть представителя своего поколения, человека, который думает о нашей истории и осмысляет многое в ней так же, как я.

С другой стороны, мне кажется, что наш церковный народ мог бы сказать свое слово более явно. Я не знаю, насколько оно было бы услышано, потому что трудно верующим людям выражать, высказывать свой опыт благодатного покаяния. Всё-таки для нас покаяние это еще тайна и таинство, а не просто процесс осознания и изживания рабства. В церковном покаянии положительная задача перевешивает отрицательную: надо не только отказаться от дурной жизни, надо войти в победу Христа над смертью.

Тема спектакля выражена в его названии – «Зачарованные смертью». Люди зачарованы смертью с момента грехопадения. Неслучайно историей называется период от грехопадения до Второго пришествия. Полная и окончательная победа над смертью - это победа Христа, в которую нужно входить непрерывно...

Вопрос: Искусству эта задача не по силам?

О. Иоанн: Да, искусство не может победить смерть полностью, но оно делает весомый вклад в приближение этой победы.

Если бы церковная аудитория была более готова воспринимать произведение искусства как произведение искусства, принимая его глубже и беседуя с ним, какие-то пути могли бы открыться. Мне показалось, что наша встреча с «Авторским театром» – одна из встреч на долгом пути к диалогу между светским обществом (таким, например, каким оно было предъявлено нам), людьми искусства и церковной аудиторией. На самом деле, обе стороны к этому диалогу не готовы. Мы можем сказать: «Они не готовы нас выслушать». Но, извините, мы иногда так говорим, что нас нельзя понять. Мы не можем найти слов, чтобы как-то донести свой опыт благодати. Я уж не говорю о том, что мы ее часто и не являем в момент диалога. Мы не можем принять вещи такими, какими они нам предъявляются; мы не умеем принимать жизнь такой, какая она есть, не для того, чтобы ее оправдывать, а для того, чтобы ее исцелять и преображать.

Юлия Балакшина
Информационная служба Преображенского братства
конец!