«Просвещение, развлечение, дидактика»: культуролог проанализировала программную сетку православного телеканала

11 июня 2018
«Образ православного верующего и православной культуры в СМИ: просвещение, развлечение, дидактика» – семинар на такую тему состоялся 7 июня на кафедре религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института
Виктория Мерзлякова
Виктория Мерзлякова

Докладчица – доцент РГГУ и РАНХиГС Виктория Мерзлякова проанализировала программную сетку и общую вещательную концепцию крупнейшего на сегодняшний день православного телеканала «Спас», предлагая участникам обсудить проблемы, возможности и вызовы, стоящие сегодня перед конфессиональными СМИ.

Сделав вступление из области теории медиа, докладчица обратила внимание на ключевые задачи средств массовой информации, которые в разных пропорциях и в разные времена присущи каждому из них: формировать «повестку дня»; создавать «респектабельность социальных проблем»; оказывать влияние на зрителей/слушателей; развлекать их; формировать общность «своих» и «чужих». Что касается конфессиональных медиа, которые в нашей стране находятся еще в начале пути, то в них можно обнаружить «концентрированное, конфликтное парирование всех этих идей». Так, по наблюдениям Виктории Мерзляковой, на телеканале «Спас» не только в рамках одного дня, но и в рамках одной передачи «каждая из этих позиций активно спорит с другой: дидактическая позиция объясняет «как нужно», через 15 минут зрителя уже развлекают адаптированным контентом» и т.д. Конечно, это объясняется тем, что конфессиональные каналы активно ищут способ привлечения внимания зрителей.

В целом, конфессиональных каналов совсем немного, крупные православные – «Союз» и «Спас». Они почти ровесники, но последний обогнал всех: он начал вещание в 2005 как спутниковый и кабельный, а с 2013 был включен в РТРС-2 (второй мультиплекс), т.е. стал обязательным бесплатным каналом «в каждом телевизоре», что дало ему «колоссальное конкурентное преимущество». По словам докладчицы, «Спас» – это первый опыт «нишевого» обязательного бесплатного круглосуточного канала на русском языке, с собственным производством программ. Она напомнила, что владельцем и учредителем этого телеканала является Московская патриархия; основали его покойный Александр Батанов и экс-ведущий «Музобоза» Иван Демидов. С 2017 г. гендиректором и генпродюсером «Спаса» стал актер и телеведущий Борис Корчевников.

Телеканал «Спас», по словам выступавшей, позиционирует себя следующим образом: он видит свою миссию в том, чтобы «формировать мировоззрение и систему нравственных координат на основе православных ценностей, развития и укрепления духовно-нравственных основ российского государства». Создатели канала считали приоритетными информационное, образовательное направление и катехизацию зрителей. Докладчица привела воспоминание первого гендиректора «Спаса» А. Батанова, благословляя которого, Патриарх Алексий II высказал пожелание, чтобы на православном телеканале было «поменьше попов и поменьше колоколов».

Удалось ли «Спасу» найти такой язык? Конечно, речь и не шла о радикальном исключении участия духовенства в работе канала: много лет успехом пользуются программы, в которых священники беседуют с телеаудиторией, отвечают на вопросы в прямом эфире (эксклюзивная программа протоиерея Дмитрия Смирнова «Диалог под часами», участие разных священников в интерактивной программе «Прямая линия. Ответ священника», новый формат «Не верю!» – разговор священника с атеистом, который обязательно завершается «правильным» резюме, и т.д.). В таких программах, как правило, «высокая степень дидактики» не предполагает ответной реакции. Но время и условия конкуренции заставляют потесниться просветительскую функцию с доминирующих позиций, разбавляя ее развлекательной. С приходом нового гендиректора особенно заметно, что «Спас» старается адаптировать новые медийные форматы для своего зрителя, собирательный образ которого – это «добрый христианин, который должен негреховно проводить время перед телевизором» (в трактовке Виктории Мерзляковой, которая очевидно навеяна цитируемым вопросом одной из зрительниц телеканала «Спас»: «Батюшка, а не греховно ли смотреть телевизор?»). Кстати, большое число в сетке вещания документальных фильмов о православных местах и почитаемых святынях, о православии в пространстве культуры, старые советские фильмы и мультфильмы и другая классика – все это «безопасная и проверенная повестка», которая позволяет «убедить проникнутого богобоязнью зрителя, что смотреть "Спас" негреховно», полагает исследовательница.

Что же касается попытки транслировать традиционные взгляды в новых современных формах, докладчица назвала кулинарные шоу «Монастырская кухня», «Две сестры»; ток-шоу «Слово», где своим опытом духовной жизни делятся известные персоны, звезды эстрады, писатели и др. Да и в традиционном формате «вопросы священнику» может присутствовать и образовательный, и развлекательный посыл одновременно. Кроме того, Виктория Мерзлякова отметила своеобразие рекламы на «СпасТВ»: она продемонстрировала ролики, предлагающие купить нательные кресты ювелирной работы и платки особо благочестивого фасона для посещения церкви. С одной стороны, визуальная стилистика роликов (купола, свечи, иконы, молящиеся в храме и т.д.) погружает зрителя в традиционный контекст, с другой – текст и интонация диктора выдержаны во вполне узнаваемом для светской рекламы стиле. Такая реклама, отметила автор доклада, адресована православной аудитории, которая ориентирована на «модель успешности в более универсальном социальном ключе», что плохо соотносится с православным идеалом. Таким образом, «разные логики включаются вместе, в том числе – и противоречащие друг другу», заметила исследовательница.

Подводя итог обсуждению доклада на семинаре, В. Мерзлякова резюмировала: добиваясь «привлекательности, рейтинговости, глянцевости», используя многие популярные современные форматы, телеканал «Спас» «не отменяет трансляции важных нравственных ориентиров…, яркой традиционности». И в этом смысле материалы этого телеканала являются «интересным объектом для дальнейшего изучения».

Юлия Зайцева

 

www.blagovest-info.ru

загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку