Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сёстры христиане, с праздником!
Богоявление продолжает череду зимних церковных праздников. В нашем холодном климате – пусть он сейчас и меняется – Крещение Господне ещё связано и с этим испытанием морозом, и с какой-то особой радостью от того, что всё искрится вокруг от светлости и обновления. И это, конечно, накладывает свой отпечаток и на народное восприятие этого праздника. Может быть, даже кому-то и в голову не приходит, что Христос на Иордане мог креститься иначе, чем в ледяной купели. И некоторые наши соотечественники, окунаясь в прорубь, думают, что делают примерно то же самое.
Конечно, всякие традиции устаревают, и мы видим, что акценты в сознании народа смещаются со смысла и духа воспоминания Богоявления – явления Иисуса на Иордане – на вещи вторичные, на то, что более понятно человеку, что ближе его плоти. Но нам это не заповедано. Мы видим, что событие Крещения – тоже своего рода сретение, встреча, в которой происходит взаимное узнавание Иоанна и Иисуса. Иоанну, проповедовавшему близость Царства Небесного и пришествие Мессии, предстояло пережить нечто особое – новое духовное испытание. Ветхий завет знал, что быть Божьим посланником, пророчествовать и произносить слово Божье, когда люди меньше всего настроены на него и совсем не готовы его слушать и услышать, – это, как правило, чрезвычайно неудобная жизнь. Быть пророком – это настоящий крест, особенно если учесть, что пророк не только должен нечто сказать, он должен добиться того, чтобы его услышали. И тот, кто просто нечто сказал, а потом посмотрел, что его не слишком слушают, и сказал «dixi» – «я сказал, а вы как хотите», повернулся и ушёл, – это ещё не пророк, он больше думает о себе, чем о Божьем и о других.
Пророков слушать непросто, потому что, как правило, они не шепчут, голос их бывает не слишком ласков, а мы любим, когда с нами уважительно разговаривают и ласково. А когда с нами говорят неласково, мы считаем, что нас не уважают, и в этот момент мы меньше всего думаем о том, что мы слышим настоящее пророчество.
Иоанну на Иордане предстояло не только нечто сказать о Мессии грядущем, но наступил момент, когда ему нужно было узнать Мессию и засвидетельствовать о Его пришествии. Кто знает, что тяжелее: пророчествовать или свидетельствовать об исполнении пророчеств? Мы знаем из Евангелия, что было дальше и с Крестителем, и со Христом, но как дались Иоанну эта встреча и это свидетельство – мы не знаем. Нам остаётся только догадываться. И то, что ученики Иоанна приходят к Иисусу с вопросом: «Ты ли Мессия, или ждать нам другого?», – который как будто бы обнажает глубочайшее сомнение или слабость Предтечи в заточении перед лицом страданий, говорит о том, что это было действительно непросто ни Иоанну, ни его ученикам. Но это была встреча и для Иисуса, который пришёл креститься вместе со всем народом и засвидетельствовал, что пророчество Иоанна подлинно. Мы видим, что понадобилось некоторое смирение от них обоих.
Иоанн и Иисус были на Иордане не одни. И чтобы участвовать в этой удивительной встрече, в этом событии Богоявления, всем необходимо было какое-то сродное пророчеству чувство, мысль, интуиция, знание древних текстов. Конечно, о Христе сказано немало в церковной истории, в христианском богословии. Но и сейчас, когда мы говорим о познании Сына Божьего и Сына Человеческого, мы не должны думать, что христологическим догматом исчерпано всё познание Церковью Иисуса Христа. И Богоявление – христологический праздник. Обновление веры в нашей церкви и в нашем народе связано с обновлением познания и принятия Христа. Нам нужно пережить встречу со Христом более экзистенциально, чтобы последовать за Ним, даже если мы не слишком сильны в своих размышлениях, в сопоставлении разных богословских идей, в создании прекрасных образов, мы лучше должны знать, что значит следовать за Христом. Это и есть главная христологическая задача. Нельзя не последовать за Богом. Здесь ещё Церковь не сказала своего последнего слова и не совершила своего последнего действия, и возрождение нашей церкви и нашего народа напрямую связаны с объявлением ему истины, с явлением свободы, любви, общения, того единства, к которому каждый человек призван самим Творцом. И наша задача – найти слова и жизнью своей свидетельствовать, чтобы Христос был узнан народом, чтобы знание о явлении Сына Божьего, который открылся как Человек, по-новому вдохновило и Церковь, и весь наш народ.
Будем дерзать на этом пути, дорогие братья и сёстры, будем стремиться к обновлению своей веры и жизни, чтобы нам не оглядываться назад, но идти вперёд и вверх, «к почести вышнего звания», чтобы имя Христово прославлялось в нас и через нас и чтобы мы нашей верой и нашей жизнью соединились в более крепком союзе любви со всеми святыми, от века Господу благоугодившими.
Аминь!