«Пророк должен добиться того, чтобы его услышали»

19 января 2020
Проповедь председателя Преображенского братства Дмитрия Гасака на Богоявление, 19 января 2020 года
Джотто. Крещение Господне
Джотто. Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сёстры христиане, с праздником!

Богоявление продолжает череду зимних церковных праздников. В нашем холодном климате – пусть он сейчас и меняется – Крещение Господне ещё связано и с этим испытанием морозом, и с какой-то особой радостью от того, что всё искрится вокруг от светлости и обновления. И это, конечно, накладывает свой отпечаток и на народное восприятие этого праздника. Может быть, даже кому-то и в голову не приходит, что Христос на Иордане мог креститься иначе, чем в ледяной купели. И некоторые наши соотечественники, окунаясь в прорубь, думают, что делают примерно то же самое.

Конечно, всякие традиции устаревают, и мы видим, что акценты в сознании народа смещаются со смысла и духа воспоминания Богоявления – явления Иисуса на Иордане – на вещи вторичные, на то, что более понятно человеку, что ближе его плоти. Но нам это не заповедано. Мы видим, что событие Крещения – тоже своего рода сретение, встреча, в которой происходит взаимное узнавание Иоанна и Иисуса. Иоанну, проповедовавшему близость Царства Небесного и пришествие Мессии, предстояло пережить нечто особое – новое духовное испытание. Ветхий завет знал, что быть Божьим посланником, пророчествовать и произносить слово Божье, когда люди меньше всего настроены на него и совсем не готовы его слушать и услышать, – это, как правило, чрезвычайно неудобная жизнь. Быть пророком – это настоящий крест, особенно если учесть, что пророк не только должен нечто сказать, он должен добиться того, чтобы его услышали. И тот, кто просто нечто сказал, а потом посмотрел, что его не слишком слушают, и сказал «dixi» – «я сказал, а вы как хотите», повернулся и ушёл, – это ещё не пророк, он больше думает о себе, чем о Божьем и о других.

Пророков слушать непросто, потому что, как правило, они не шепчут, голос их бывает не слишком ласков, а мы любим, когда с нами уважительно разговаривают и ласково. А когда с нами говорят неласково, мы считаем, что нас не уважают, и в этот момент мы меньше всего думаем о том, что мы слышим настоящее пророчество.

Иоанну на Иордане предстояло не только нечто сказать о Мессии грядущем, но наступил момент, когда ему нужно было узнать Мессию и засвидетельствовать о Его пришествии. Кто знает, что тяжелее: пророчествовать или свидетельствовать об исполнении пророчеств? Мы знаем из Евангелия, что было дальше и с Крестителем, и со Христом, но как дались Иоанну эта встреча и это свидетельство – мы не знаем. Нам остаётся только догадываться. И то, что ученики Иоанна приходят к Иисусу с вопросом: «Ты ли Мессия, или ждать нам другого?», – который как будто бы обнажает глубочайшее сомнение или слабость Предтечи в заточении перед лицом страданий, говорит о том, что это было действительно непросто ни Иоанну, ни его ученикам. Но это была встреча и для Иисуса, который пришёл креститься вместе со всем народом и засвидетельствовал, что пророчество Иоанна подлинно. Мы видим, что понадобилось некоторое смирение от них обоих.

Иоанн и Иисус были на Иордане не одни. И чтобы участвовать в этой удивительной встрече, в этом событии Богоявления, всем необходимо было какое-то сродное пророчеству чувство, мысль, интуиция, знание древних текстов. Конечно, о Христе сказано немало в церковной истории, в христианском богословии. Но и сейчас, когда мы говорим о познании Сына Божьего и Сына Человеческого, мы не должны думать, что христологическим догматом исчерпано всё познание Церковью Иисуса Христа. И Богоявление – христологический праздник. Обновление веры в нашей церкви и в нашем народе связано с обновлением познания и принятия Христа. Нам нужно пережить встречу со Христом более экзистенциально, чтобы последовать за Ним, даже если мы не слишком сильны в своих размышлениях, в сопоставлении разных богословских идей, в создании прекрасных образов, мы лучше должны знать, что значит следовать за Христом. Это и есть главная христологическая задача. Нельзя не последовать за Богом. Здесь ещё Церковь не сказала своего последнего слова и не совершила своего последнего действия, и возрождение нашей церкви и нашего народа напрямую связаны с объявлением ему истины, с явлением свободы, любви, общения, того единства, к которому каждый человек призван самим Творцом. И наша задача – найти слова и жизнью своей свидетельствовать, чтобы Христос был узнан народом, чтобы знание о явлении Сына Божьего, который открылся как Человек, по-новому вдохновило и Церковь, и весь наш народ.

Будем дерзать на этом пути, дорогие братья и сёстры, будем стремиться к обновлению своей веры и жизни, чтобы нам не оглядываться назад, но идти вперёд и вверх, «к почести вышнего звания», чтобы имя Христово прославлялось в нас и через нас и чтобы мы нашей верой и нашей жизнью соединились в более крепком союзе любви со всеми святыми, от века Господу благоугодившими.

Аминь!

загрузить еще