Свято-Екатерининское православное братство продолжает серию экскурсий-прогулок по садам и паркам Екатеринбурга. Кроме встречи с природой и красотой, это еще и попытка ответить на вопрос, связаны ли судьбы русских садов и парков с историей нашей страны?
Тема сада никогда не оставляла равнодушными русских писателей и поэтов, всегда являясь отражением прошлого, настоящего и будущего. А значит, веры, надежды и мечты. Наверное, именно поэтому, по словам академика Д.С. Лихачева, «сад можно и должно "читать"». В своей книге «Поэзия садов» (1998) он совершил попытку подойти к садам и садовым стилям как к проявлению сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Он предлагал, например, увидеть связь сада и поэзии, сада и творчества и жизни поэтов. Лихачев подмечал, как меняется эстетическое значение отдельных форм и мотивов в саду в соответствии с «эстетическим климатом» и задачами эпохи. Одной из причин потери умения современного человека «читать» сады Лихачев видел в упадке классического и духовного образования в нашей стране.
Понятно, что несколько экскурсий-прогулок этот упадок восполнить не могут. Однако мы попытались увидеть связь сада и исторической эпохи в минувшие выходные на прогулке по Дендрологическому парку Екатеринбурга. Ее ведущая, культуролог Ирина Мельникова, предложила совершить прогулку от давно забытых темных «бунинских» аллей городского парка к «мечте о светлом будущем», воплощенной в центральной аллее этого парка, его культурно-ботанической части с советской беседкой, по своему внешнему виду больше напоминающей городскую остановку. К тому самому будущему, где «через четыре года здесь будет город сад» (В. Маяковский).
Гуляли мы в компании «дамы в кринолине», символизирующей образ ушедшей эпохи, России, которую мы потеряли, и «голосов» отечественных поэтов XIX-XX вв.
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
И. Бунин, 1888.
Вообще, сад как место счастливой встречи и воспоминаний встречается в творчестве большинства русских поэтов.
У Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад… И так хотелось жить». У Бунина же в «Антоновских яблоках» уже ярко воспроизводится настроение исчезнувшего идиллического мира и память о нём: «Черный сад будет теперь сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы».
У Чехова – вырубается вишнёвый сад, и в этом герои пьесы видят исчезновение последних следов земного рая.
Бальмонт возвращается в сад в своих воспоминаниях о детстве – это утраченный рай, сказочный уголок детства. Здесь тема сада тесно переплетена с темой возвращения в отчий дом: «Но счастлив тот, кто в детстве видел сад» (К. Бальмонт. 1916).
Через осмысление образа сада как рая, прошла предыдущая экскурсия-прогулка по центральному дендропарку города, построенному по всем канонам прекрасного английского сада. Тогда мы говорили, что в своем первом и главном значении образ сада воплощает в себе образ созданного Богом рая, ограниченного и отделенного от окружающего, недружелюбного человеку пространства. По энциклопедическому определению «рай (от греческого παράδεισος) – это сад, парк, отовсюду огороженное место; в христианском понимании – как место вечного блаженства, обещанное праведникам в будущей жизни».
В свете этого определения сад советской эпохи выглядит очень странным «раем»… Таким послереволюционным раем с беседкой, где центр уже не беседа и общение, а так – «посидеть, перекурить и дальше бежать». На первый план выходит облик сада, его внутреннее наполнение сужается, подчиняясь современным вкусам и ландшафтным тенденциям времени. Этот сад уже сам по себе, он не привязан к усадьбе, в родовому дому, к традиции, к истории. Надо будет, парк перенесут в другое место, а вместо него построят высотки. Он больше нужен для гармоничного обустройства города, для зрительных и обонятельных ощущений его жителей. «Сад научного типа, – так характеризовал современный сад академик Д.С. Лихачев, – из-за постепенно возрастающей нехватки места открытые места сокращаются, виды в садах не раскрываются, а закрываются и, кроме того, искусственно и противоестественно соединяются такие растения, которые вместе не встречаются, создается искусственная среда неприродного характера».
Эту «искусственную среду неприродного характера» мы и встретили в советском парке. И если на прошлой экскурсии ее участники размышляли о том, что человек всегда ощущал себя частью природы, частью целого и всегда стремился в рай, красиво и гармонично обустраивая сады и парки, то в этот раз мы увидели сад, созданный самим человеком для себя и своей жизни, с очень практической стороны – яблони и другие фруктовые деревья, потому что от них есть польза; хвойные деревья – чтобы дышать; каштаны и клены – для красивого вида и т.д. Хотя, надо отдать должное тому времени, как рассказала экскурсовод, «по генеральному плану города парк должен был быть "разбит" в каждом районе города Свердловска, чего в современном Екатеринбурге так не хватает».
Надо сказать, что образ сада вообще встречается много где – в мифах и легендах, философии и поэзии, в искусстве. И в этих образах всегда чувствуется «обратная связь» с эпохой. «Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой», – пишет Лихачев. Эту связь и мы почувствовали здесь.
…У этого
города
нету традиций,
бульвара,
дворца,
фонтана и неги.
У нас
на глазах
городище родится
из воли
Урала,
труда
и энергии!
В.Маяковский. «Екатеринбург-Свердловск». 1928.
Несмотря на красоту цветущих клумб и желтеющую осеннюю листву, проблескивали образы эпохи, когда создавался парк (он был основан в 1930-х гг., это был первый дендрологический парк в городе). «Воля, труд, энергия» чувствуются и в заложенных дорожках и аллеях парка, и в прудах с утками, и в «каменных ручьях», и в беседке-остановке с яркой стеклянной мозаикой и решеткой по бокам.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении весёлом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
С.Есенин. «Русь уходящая». 1924.
Пожалуй, даже слишком нездешней, неотмирной и даже немного неуместной показалась нам наша спутница – «дама в кринолине», посетовавшая на «времена и нравы» и пожелавшая прогуляться с нами по саду уже не ее эпохи.
Заканчивали прогулку стихами Бориса Рыжего, всю сознательную жизнь прожившего в г. Свердловске.
В Свердловске живущий,
но русскоязычный поэт,
четвертый день пьющий,
сидит и глядит на рассвет.
Промышленной зоны
красивый и первый певец
сидит на газоне,
традиции новой отец.
кроссовки и майка –
короче, одет без затей,
чтоб было не жалко
отдать эти вещи в музей.
Следит за погрузкой
песка на раздолбанный ЗИЛ –
приемный, но любящий сын
поэзии русской.
Борис Рыжий. 2000
А следующим, предложенным к новому «прочтению», садом будет Центральный парк культуры и отдыха им. В. Маяковского в Екатеринбурге.