Преподобный Серафим в воспоминаниях современников

15 января 2019
Он обнял меня и поцеловал, говоря: «Христос воскрес!», спросил, читаю ли я Евангелие, и на утвердительный мой ответ сказал: «Читай почаще...»
Вид старца отца Серафима в последние годы его жизни. Литография. 1875 г.
Вид старца отца Серафима в последние годы его жизни. Литография. 1875 г.

Имя преподобного Серафима Саровского стало широко известно уже при его жизни. По многочисленным воспоминаниям мы видим, какое признание он получил в России, сколько людей приезжали к нему, но из этих же источников мы узнаем, и с какими трудностями приходилось ему сталкиваться, претерпевая гонения в своем же монастыре.

Воспоминания современников преподобного Серафима стали публиковаться задолго до кампании по канонизации, почти все они свидетельствовали о его явной святости, поток паломников к месту жизни и служения «батюшки Серафима» рос с каждым годом. Появляются как жизнеописания Саровского старца (например в 1841 году текст иеромонаха Сергия (Васильева), лично знавшего Серафима), так и рассказы о встречах с ним самых разных людей – дворян и крестьян, офицеров и священнослужителей. В 1860-1880-е годы эти рассказы печатаются в «Душеполезном чтении», затем в «Русской старине» и «Русском вестнике». Особенно много публикаций, ксающихся общения современников с преподобным Серафимом появляется в 1903 году в связи с канонизацией. Тогда же издается его житие, хотя впервые «Житие» Серафима составленное Николаем Елагиным появляется ровно за полвека до этого, в 1863 году. Отдельный пласт воспоминаний связан с сестрами Мельничной общины, например, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная священномучеником Серафимом (Чичаговым)) и рассказывающая о борьбе сестер общины за исполнение завещанного им преподобным Серафимом, а также с записками Николая Мотовилова и священника Василия Садовского.

Многочисленные жития преподобного Серафима публикуются и в наши дни, но основная их редакция сложилась под влиянием Иоасафа (Толстошеева), самозванного ученика преподобного, с именем которого связано много тёмных страниц истории Дивеевской общины после кончины Серафима Саровского. Первая попытка составить и опубликовать правдивую историю обители, основанную на материалах монастырского архива, была предпринята в 1874 году. На сегодняшний день, благодаря трудам священника Георгия Павловича, опубликованы многие документы, в том числе история 1861-62 годов, так называемая «Дивеевская смута», противостояние сестёр общины Иоасафу (Толстошееву) и церковное расследование дела с участием митрополита Филарета (Дроздова), окончившееся удалением Иоасафа в другую епархию. Эти публикации не оставляют сомнений в сознательных попытках Иоасафа, прикрываясь именем преподобного Серафима, исказить и наследие, и сам образ святого. Мифологизированный взгляд на жизнь и личность преподобного Серафима господствует и сегодня, чему немало способствует многократно переизданная книга иеромонаха Иоасафа (Тихонова) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». Некоторые привычные сюжеты – о кормлении из рук медведя, стоянии на камне 1001 ночь или упавшем по его молитве дереве в знамение о том, что он служит Царице Небесной – уже в 1849-1851 годах опровергались игуменом Саровской обители Исайей (Путиловым) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) как сочиненные Иоасафом.

Ближняя пустынька преподобного Серафима. Фото. Начало XX в. (ГАНО)
Ближняя пустынька преподобного Серафима. Фото. Начало XX в. (ГАНО)

Несмотря на относительно недавнее время жизни старца, до сих пор остается немало белых пятен в истории жизни преподобного Серафима. Например, только недавно его биографом Валентином Степашкиным была точно установлена дата рождения Серафима (Прохора Исидоровича Мошнина) – 1 августа (19 июля) 1754 года. Из-за нечеткого почерка и низкой грамотности писцов даты в документах периодически путались, так что по разным документам Курского архива и Саровского монастыря возраст и год рождения Прохора-Серафима указывался разный. Однако поступил он в Саровский монастырь послушником в 32 года, что соответствует законодательству того времени, не разрешавшему совершать монашеский постриг человека моложе 30 лет. Сначала в документах возраст указывался правильно, но в 1828 г при переписывании документов «возраст 64 года невнимательным или неграмотным переписчиком превращается в 69 лет», что дает год рождения 1759, как это и было указано на могиле старца, а оттуда продолжало тиражироваться. Однако теперь в точности даты – 1754 год – сомнений нет.

Зимняя шапка, топорик, очки, гребень и чётки преподобного Серафима.
Зимняя шапка, топорик, очки, гребень и чётки преподобного Серафима.

Нет никаких наставлений, написанных его рукой, все известные слова преподобного Серафима дошли до нас в чьем-то пересказе. Некоторые исследователи даже спорили, был ли он грамотным, хотя не только его собственные высказывания или знавшие его люди, но и сохранившиеся среди его личных вещей очки отвечают на этот вопрос вполне однозначно. О личности Саровского старца, считает автор книги «Преподобный Серафим Саровский» Владимир Ильин, можно судить, руководствуясь духовными, а не текстологическими критериями. Он предлагает критическое прочтение наставлений Серафима, стараясь указать традиционные для монашествующих поучения и выделить оригинальную часть.

Прижизненный портрет Серафима Саровского кисти художника Д. Евстафьева и автограф святого
Прижизненный портрет Серафима Саровского кисти художника Д. Евстафьева и автограф святого

Большая часть приходивших к отцу Серафиму паломников, записавших свои воспоминания, чаще всего повествует о его характере, манере общения, делает большой акцент на чудесах и исцелениях, но почти ничего не сообщает о содержании самих бесед. Характерны воспоминания г-жи Н. П. Л.: «Отец Серафим благословил меня и, говоря мне наставления словами псалмов и Священного Евангелия, несколько раз в продолжение разговора дотрагивался до моего левого бока, в котором я чувствовала уже около пяти лет какую-то болезнь, причинявшую мне нестерпимые страдания. <…> Каково же было мое удивление, когда по приходе домой я не ощутила уже никакой боли…»[i]. Подобное читаем и в «Рассказе об отце Серафиме И. М. К.»: «Мы нашли старца на работе… Потом он сел на грядку и приказал нам также сесть; но мы невольно встали перед ним на колени  слушали его беседу о будущей жизни, о жизни святых, о заступлении, предстательстве и попечении о нас, грешных, Владычицы Богородицы, и о том, что необходимо нам в здешней жизни для вечности. Эта беседа продолжалась не более часа, но такого часа я не сравню со всей моей жизнью»[ii]. Подробностей беседы автор рассказа не сохранил. «Слушая отца Серафима, я забыл о своем земном существовании», – свидетельствует в своих воспоминаниях и Иван Каратаев. А что говорил – не записывает.

Среди сохраненных современниками немногочисленных наставлений преподобного особенно то, мимо чего нельзя пройти – акцент на чтении Священного Писания, прежде всего Евангелия. По некоторым свидетельствам старец показывал какие книги или места Писания особенно актуальны в жизни того или иного обращавшегося. Так, князь Николай Николаевич Голицын пишет о встрече с Серафимом Саровским: «Старец благословил меня и спросил, кто я таков. Я не назвал своей фамилии, сказавшись просто проезжающим человеком. Тогда он обнял меня и поцеловал, говоря: "Христос воскрес!" – и потом спросил, читаю ли я Евангелие, и на утвердительный мой ответ сказал: "Читай почаще следующие слова в сей Божественной книге: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…»[iii]. Некто Богданович вспоминает: «Я спросил еще: что прикажет он мне читать? И получил в ответ: "Евангелие по четыре зачала в день, каждого евангелиста по зачалу; и еще жизнь Иова». «Однако же сам разум имей и Евангелие читай», – завершает преподобный Серафим их беседу[iv]. Юному Неверову он читал по памяти Евангелие от Матфея, а затем «отпуская, советовал мне почаще читать Евангелие, что я принял к сердцу и начал делать с того времени»[v]. Однако тот же Неверов отмечает, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых. Что и понятно – в то время не было принято читать Писание самостоятельно, скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Поэтому советы прп. Серафима, глубоко укорененные в христианской традиции, современникам могли показаться достаточно революционными.

Одно из сохранившихся наставлений преподобного Серафима говорит об этом так: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия.

Всего же более должно упражняться в чтении Новаго Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. <…>

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении, и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения»[vi].

Таким образом, даже короткий обзор показывает актуальность обращения к первоисточникам для знакомства с опытом и традицией преподобного Серафима Саровского, чей образ, все более набирая популярность, приобрел и немало искажений. «Подлинно, как уменьшение истинности в Описаниях праведных мужей и чего либо достойного замечания, так и излишняя похвала их, отнимает честь у них»[vii], – писал в 1849 году монаху Авелю (Ванюкову) Саровский игумен Исайя. Вслед за ним и мы будем воздавать честь праведному мужу за его истинные подвиги, за которые он и прославлен Богом.

Кирилл Мозгов

[i] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 213.

[ii] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 308-309.

[iii] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 220.

[iv] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 265-266, 269.

[v] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 41.

[vi] Ильин В. И. Преподобный Серафим Саровский. Изд. 3-е. Нью-Йорк, 1971. С. 166-167.

[vii] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 161.

загрузить еще