Имя преподобного Серафима Саровского стало широко известно уже при его жизни. По многочисленным воспоминаниям мы видим, какое признание он получил в России, сколько людей приезжали к нему, но из этих же источников мы узнаем, и с какими трудностями приходилось ему сталкиваться, претерпевая гонения в своем же монастыре.
Воспоминания современников преподобного Серафима стали публиковаться задолго до кампании по канонизации, почти все они свидетельствовали о его явной святости, поток паломников к месту жизни и служения «батюшки Серафима» рос с каждым годом. Появляются как жизнеописания Саровского старца (например в 1841 году текст иеромонаха Сергия (Васильева), лично знавшего Серафима), так и рассказы о встречах с ним самых разных людей – дворян и крестьян, офицеров и священнослужителей. В 1860-1880-е годы эти рассказы печатаются в «Душеполезном чтении», затем в «Русской старине» и «Русском вестнике». Особенно много публикаций, ксающихся общения современников с преподобным Серафимом появляется в 1903 году в связи с канонизацией. Тогда же издается его житие, хотя впервые «Житие» Серафима составленное Николаем Елагиным появляется ровно за полвека до этого, в 1863 году. Отдельный пласт воспоминаний связан с сестрами Мельничной общины, например, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная священномучеником Серафимом (Чичаговым)) и рассказывающая о борьбе сестер общины за исполнение завещанного им преподобным Серафимом, а также с записками Николая Мотовилова и священника Василия Садовского.
Многочисленные жития преподобного Серафима публикуются и в наши дни, но основная их редакция сложилась под влиянием Иоасафа (Толстошеева), самозванного ученика преподобного, с именем которого связано много тёмных страниц истории Дивеевской общины после кончины Серафима Саровского. Первая попытка составить и опубликовать правдивую историю обители, основанную на материалах монастырского архива, была предпринята в 1874 году. На сегодняшний день, благодаря трудам священника Георгия Павловича, опубликованы многие документы, в том числе история 1861-62 годов, так называемая «Дивеевская смута», противостояние сестёр общины Иоасафу (Толстошееву) и церковное расследование дела с участием митрополита Филарета (Дроздова), окончившееся удалением Иоасафа в другую епархию. Эти публикации не оставляют сомнений в сознательных попытках Иоасафа, прикрываясь именем преподобного Серафима, исказить и наследие, и сам образ святого. Мифологизированный взгляд на жизнь и личность преподобного Серафима господствует и сегодня, чему немало способствует многократно переизданная книга иеромонаха Иоасафа (Тихонова) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни». Некоторые привычные сюжеты – о кормлении из рук медведя, стоянии на камне 1001 ночь или упавшем по его молитве дереве в знамение о том, что он служит Царице Небесной – уже в 1849-1851 годах опровергались игуменом Саровской обители Исайей (Путиловым) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) как сочиненные Иоасафом.
Несмотря на относительно недавнее время жизни старца, до сих пор остается немало белых пятен в истории жизни преподобного Серафима. Например, только недавно его биографом Валентином Степашкиным была точно установлена дата рождения Серафима (Прохора Исидоровича Мошнина) – 1 августа (19 июля) 1754 года. Из-за нечеткого почерка и низкой грамотности писцов даты в документах периодически путались, так что по разным документам Курского архива и Саровского монастыря возраст и год рождения Прохора-Серафима указывался разный. Однако поступил он в Саровский монастырь послушником в 32 года, что соответствует законодательству того времени, не разрешавшему совершать монашеский постриг человека моложе 30 лет. Сначала в документах возраст указывался правильно, но в 1828 г при переписывании документов «возраст 64 года невнимательным или неграмотным переписчиком превращается в 69 лет», что дает год рождения 1759, как это и было указано на могиле старца, а оттуда продолжало тиражироваться. Однако теперь в точности даты – 1754 год – сомнений нет.
Нет никаких наставлений, написанных его рукой, все известные слова преподобного Серафима дошли до нас в чьем-то пересказе. Некоторые исследователи даже спорили, был ли он грамотным, хотя не только его собственные высказывания или знавшие его люди, но и сохранившиеся среди его личных вещей очки отвечают на этот вопрос вполне однозначно. О личности Саровского старца, считает автор книги «Преподобный Серафим Саровский» Владимир Ильин, можно судить, руководствуясь духовными, а не текстологическими критериями. Он предлагает критическое прочтение наставлений Серафима, стараясь указать традиционные для монашествующих поучения и выделить оригинальную часть.
Большая часть приходивших к отцу Серафиму паломников, записавших свои воспоминания, чаще всего повествует о его характере, манере общения, делает большой акцент на чудесах и исцелениях, но почти ничего не сообщает о содержании самих бесед. Характерны воспоминания г-жи Н. П. Л.: «Отец Серафим благословил меня и, говоря мне наставления словами псалмов и Священного Евангелия, несколько раз в продолжение разговора дотрагивался до моего левого бока, в котором я чувствовала уже около пяти лет какую-то болезнь, причинявшую мне нестерпимые страдания. <…> Каково же было мое удивление, когда по приходе домой я не ощутила уже никакой боли…»[i]. Подобное читаем и в «Рассказе об отце Серафиме И. М. К.»: «Мы нашли старца на работе… Потом он сел на грядку и приказал нам также сесть; но мы невольно встали перед ним на колени слушали его беседу о будущей жизни, о жизни святых, о заступлении, предстательстве и попечении о нас, грешных, Владычицы Богородицы, и о том, что необходимо нам в здешней жизни для вечности. Эта беседа продолжалась не более часа, но такого часа я не сравню со всей моей жизнью»[ii]. Подробностей беседы автор рассказа не сохранил. «Слушая отца Серафима, я забыл о своем земном существовании», – свидетельствует в своих воспоминаниях и Иван Каратаев. А что говорил – не записывает.
Среди сохраненных современниками немногочисленных наставлений преподобного особенно то, мимо чего нельзя пройти – акцент на чтении Священного Писания, прежде всего Евангелия. По некоторым свидетельствам старец показывал какие книги или места Писания особенно актуальны в жизни того или иного обращавшегося. Так, князь Николай Николаевич Голицын пишет о встрече с Серафимом Саровским: «Старец благословил меня и спросил, кто я таков. Я не назвал своей фамилии, сказавшись просто проезжающим человеком. Тогда он обнял меня и поцеловал, говоря: "Христос воскрес!" – и потом спросил, читаю ли я Евангелие, и на утвердительный мой ответ сказал: "Читай почаще следующие слова в сей Божественной книге: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…»[iii]. Некто Богданович вспоминает: «Я спросил еще: что прикажет он мне читать? И получил в ответ: "Евангелие по четыре зачала в день, каждого евангелиста по зачалу; и еще жизнь Иова». «Однако же сам разум имей и Евангелие читай», – завершает преподобный Серафим их беседу[iv]. Юному Неверову он читал по памяти Евангелие от Матфея, а затем «отпуская, советовал мне почаще читать Евангелие, что я принял к сердцу и начал делать с того времени»[v]. Однако тот же Неверов отмечает, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых. Что и понятно – в то время не было принято читать Писание самостоятельно, скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Поэтому советы прп. Серафима, глубоко укорененные в христианской традиции, современникам могли показаться достаточно революционными.
Одно из сохранившихся наставлений преподобного Серафима говорит об этом так: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия.
Всего же более должно упражняться в чтении Новаго Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. <…>
Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении, и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения»[vi].
Таким образом, даже короткий обзор показывает актуальность обращения к первоисточникам для знакомства с опытом и традицией преподобного Серафима Саровского, чей образ, все более набирая популярность, приобрел и немало искажений. «Подлинно, как уменьшение истинности в Описаниях праведных мужей и чего либо достойного замечания, так и излишняя похвала их, отнимает честь у них»[vii], – писал в 1849 году монаху Авелю (Ванюкову) Саровский игумен Исайя. Вслед за ним и мы будем воздавать честь праведному мужу за его истинные подвиги, за которые он и прославлен Богом.
[i] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 213.
[ii] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 308-309.
[iii] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 220.
[iv] Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 265-266, 269.
[v] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 41.
[vi] Ильин В. И. Преподобный Серафим Саровский. Изд. 3-е. Нью-Йорк, 1971. С. 166-167.
[vii] Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель / сост. иерей Георгий Павлович. М., 2011. С. 161.