Преодолевая разделения

27 января 2015
Как церкви свидетельствовать о возможности настоящего единства? Лариса Мусина побывала на ежегодной встрече представителей христианских движений разных конфессий «Вместе для Европы»

В середине ноября в небольшой горной деревушке Планина в Словении проходила ежегодная встреча представителей христианских движений разных конфессий «Вместе для Европы», собравшая 115 человек из разных городов и стран. Во встрече приняла участие заведующий кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института Лариса Мусина. Она рассказала о своей поездке.

Идея этих встреч в том, чтобы в межхристианском общении представителей церковных движений и общин преодолевать трагическое разделение церквей. Неофициально их участники называют себя «друзья Штутгарта», по месту проведения первой такой встречи в 2004 году. Тогда был организован большой форум, в котором принимали участие около десяти тысяч человек, в том числе огромное количество епископов, разве что папы Римского не было. С тех пор столь масштабные события проводятся раз в несколько лет. Ближайший «большой ивент» запланирован на июль 2016 года — его обсуждению в большой степени и было посвящено нынешнее собрание.

У истоков этой инициативы — главы двух католических мирянских движений: покойная основательница движения фоколяров Кьяра Любич и основатель общины святого Эгидия Андреа Риккарди. Все эти годы среди наиболее инициативных «друзей Штутгарта» такие движения, как YMCA Германии, немецкое католическое движение Шёнстатт (Schoenstatt) и другие крупные католические и протестантские движения. Но и православие при этом тоже имеется в виду. В частности, уже много лет на такие собрания приезжают представители нашего братства и института. Прошедшие годы отмечены многими событиями общения между отдельными движениями-участниками, сложились многочисленные связи — действительно есть за что благодарить Бога.

Однако участники встречи говорили о том, насколько живучи разделения между христианами, поскольку ощущение глубокого раскола еще далеко не изжито. Пожилые католики признаются, что им еще памятно выражение «проклятые протестанты», которое было в обиходе в их юности, уже даже после II Ватиканского собора. С противоположной стороны — аналогично. То есть, как это ни странно, среди простого посещающего приходы люда эта проблема жива, и она, конечно, всеобщая и не только межконфессиональная — этот дух может существовать даже внутри одной конфессии.

В 1999 году Римская католическая церковь и Лютеранская церковь в лице Всемирной лютеранской федерации подписали так называемую «Декларацию об оправдании». Потому что долгое время казалось, что основной причиной разделения западных церквей является богословский вопрос, касающийся доктрины об оправдании. При этом, обратите внимание, что в названии декларации даже не говорится, об оправдании верой или об оправдании делами, потому что и католики не против оправдания верой, и протестанты не против оправдания делами. И, кажется, по этому вопросу больше спорить не о чем, что и было засвидетельствовано в этой декларации. Но вот ей минуло уже пятнадцать лет. За это время папа Бенедикт XVI фактически реабилитировал Мартина Лютера.

Встреча в Штутгарте, проходившая десять лет назад, имела определенный отзвук. Однако с годами становится понятно, что все совсем не просто и совместное свидетельство христиан разных конфессий даже через благотворительные и общественные инициативы — дело трудное. Потому что жизнь церкви идет сама собой. Оказывается, что инициатива христианских движений вроде бы не отвергается, но нужны специальные усилия, чтобы обеспечить ей место в жизни. Часто церковная иерархия ничего не имеет против таких инициатив, но лично своей возможной роли в этом не видит. И к жизни простого прихожанина все это не имеет никакого отношения.

На встрече в Словении обсуждалось, как проводить в июле 2016 года в Мюнхене межхристианский форум, целью которого будет свидетельство о возможности единства церкви. Как принести такое свидетельство молодым христианам, а также неверующим людям? Как показать, что христианство как таковое содержит в себе огромный потенциал собирания и преодоления «ненавистной розни мира сего», «заразить» вдохновением единства и служения?

Как живо люди отзываются на предложение засвидетельствовать о церкви как о Церкви! Но как это делать? Может ли это быть единая молитва? В какой форме она должна проходить, чтобы никого не оттолкнуть и чтобы церковь в ней свидетельствовала о себе?

Я предложила в качестве одной из тем форума поставить тему о церкви как братстве. Это актуально для запада не меньше, чем для востока, потому что не только на востоке, но и на западе чувствуется сильная изоляция, разделение между людьми.

Ноябрьская встреча «друзей Штутгарта» проходила в замечательном центре движения фоколяров. Словения — небольшая и прекрасная страна, которая во многом живет туризмом. Зимой это горнолыжные курорты. Летом народ активно посещает пещеры: здесь крупнейшие в Европе и очень красивые карстовые пещеры. И вот в центре одного такого курортного района, в деревне Планина, существует «фоколяр» — в переводе с итальянского «очаг» или «семья», то есть община. В этой общине есть и люди, живущие прямо в братском доме, где проходила встреча, и семейные, которые живут отдельно в своих домах. Им удалось создать на встрече удивительную братскую атмосферу. На всех трапезах и кофе-брейках была чудесная традиционная еда и выпечка: ничего покупного, женщины сами все приготовили. На подхвате все время были братья, часто не очень молодые, но очень бодрые: надо прыгнуть в машину и ехать за 20 километров кого-то встречать? Да пожалуйста!

 За десять лет, что проходят подобные встречи, сложился определенный круг участников. Встреча с ними всегда настоящая радость — с теми, кто ценит именно братский дух в церкви. У нас в институте не один раз были гости из числа постоянных участников. И в этот раз удалось повидаться со многими старыми знакомыми. Так прошли мои три дня в Словении.

Записала Софья Андросенко
загрузить еще