Преображенский фестиваль в Сокольниках

26 августа 2019
Статья историка Кирилла Александрова для старейшей русской газеты зарубежья «Русская жизнь» (Сан-Франциско)

В разгар общественного противостояния, когда один человек кажется другому настоящим волком, особую ценность и громкое звучание приобретает живой диалог. Мертвая буква и лживые штампы забирают человека в немой плен, отучают его отличать дурное от доброго, разрушают язык и душу. Ценность свободного слова заключается в его самостоятельности и независимости от подспудного страха, внешнего диктата и поиска расчетливой выгоды. Не меньшее значение имеет и реакция слушателя на сказанное, так как форма и стиль диалога в чем-то даже важнее его предмета. Если люди готовы не только говорить, но и слушать собеседника — без вражды и агрессии во взгляде — тогда свободное слово снова становится подлинным делом. Вот о чем-то таком размышлял автор, побывавший в московском парке «Сокольники» на очередном православном фестивале «Преображенские встречи», состоявшемся 17–18 августа, под двунадесятый праздник Преображения Господня. С 2015 года по инициативе Преображенского братства фестиваль ежегодно проходит в российской столице. В его плодотворной работе участвуют тысячи людей, приезжающих в Москву в поисках искреннего и творческого общения с единомышленниками разных возрастов, профессий, образования, ищущих полноты церковной жизни не только в стенах храма, но и за его пределами, в дружеском кругу братства и своей общины. Прошлогодний фестиваль собрал около трех тысяч гостей из России, Италии, Франции, Швейцарии, Румынии и других стран, а в этом году итоговая цифра оказалась еще более значительной. 

Сложную и большую деятельность по подготовке форума долгое время вели исполнительный директор фестиваля Евгения Литвиненко, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак, доктор филологических наук Юлия Балакшина, и их самоотверженные помощники. Название — Время мира — определяло смысл мероприятия. «Пришло время строить наше будущее, искать духовное измерение, без которого не сможет состояться миротворчество», — примерно так рассуждали инициаторы, преисполненные ответственности за выполнение своей важной миссии. Программа началась 17 августа с утрени. Затем двухдневная работа фестиваля проходила в просторных и светлых павильонах парка «Сокольники». На каждой площадке, посещаемой по выбору и желанию, участники встречались со священниками, деятелями культуры, учеными, представителями общественных организаций, чтобы в формате диалога и полемики искать ответы на самые главные вопросы. Среди наиболее известных лиц, приглашенных для выступлений, назову священников Георгия Кочеткова и профессора Санкт-Петербургской духовной академии Георгия Митрофанова, иеромонаха Иоанна (Гуайта), писателя и телеведущего Феликса Разумовского, физика-теоретика, академика РАН Алексея Старобинского, драматурга Юлию Поспелову и других интеллектуалов. 

Тематику бесед определяли специальные названия площадок: «Жить по Евангелию сегодня» — о смысле и духе евангельской проповеди в современном мире, «Правда о прошлом ради настоящего и будущего» — о поисках исторической правды и её значении в российской жизни, «Христиане в политике» — о целесообразности и смысле занятий политической деятельностью, «Хочу жить в России» — о перспективах жизни и работы на родине, «Литургическое возрождение» — о наиболее спорных вопросах богослужебной практики в духе решений Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, «Актуально ли смирение?» — об опыте русских святых от преподобного Серафима Саровского до Новомучеников и Исповедников Российских, «Гражданская война закончена?» — о проблемах и попытках преодоления травматического опыта ХХ века, «Интернет-войны за Бога» — о жестоких спорах в Интернете на религиозные темы; и еще более десятка разных площадок предлагались для посещения всем заинтересованным гостям. Проблема политической активности вызывает особо живой отклик в связи с постоянным включением молодых людей в массовые протестные выступления, происходившие в Москве на протяжении последних недель и месяцев. И безусловная заслуга организаторов фестиваля заключалась в том, что они старались откликаться на текущие вызовы времени и в то же время предлагали участникам темы для общения на самый разный вкус — от культуры и истории, до богословия и политики. 

Вечерняя программа включала трогательный концерт фольклорного ансамбля «Веретёнце», семинар по практическому изучению семейных родословных, встречу с кандидатом физико-математических наук и магистром богословия Максимом Зельниковым, увлеченно рассказывавшим о сотворении мира с точки зрения современной физики и русской религиозной философии, и другие интересные начинания. Встреча с физиком Зельниковым собрала столько заинтересованных слушателей, что отведенный зал не мог вместить всех желающих. Вольно или невольно, но в центре каждого мероприятия фестиваля оказывался человек и его личный опыт в поиске Бога и в частных отношениях с Ним. Любая обсуждавшаяся проблема, несмотря на разные точки зрения и подходы, все равно в итоге сводилась к глобальному вопросу о поведении православного христианина в тех обстоятельствах, порой самых неожиданных и сложных, в которые на протяжении жизни его ставит Спаситель. 

Иеромонах Иоанн (Гуайта)
Иеромонах Иоанн (Гуайта)

На второй день на всех слушателей сильное впечатление произвело выступление клирика церкви св. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке иеромонаха Иоанна (Гуайта), укрывшего 27 июля у себя в храме большую группу людей, чтобы защитить их от избиений и неправомерного насилия. Затем вместе с желающими о. Иоанн — итальянец, принявший православие — совершил молебен о мире, причем некоторые из них молились впервые в жизни. Участникам фестиваля он лишь рассказал о произошедших событиях и приобретенном опыте, как показалось, будучи даже немного удивленным исключительным вниманием к своему — заурядному, с его точки зрения — поступку. Иеромонах Иоанн призвал проводить четкую границу между законным задержанием участников несогласованного мероприятия и совершенно беззаконным, варварским избиением безоружных людей, не оказывавших властям никакого сопротивления. 

Вместе с известным петербургским историком, кандидатом исторических наук Владимиром Черняевым мы приехали в Сокольники ранним днем 18 августа, чтобы принять участие в работе площадки под изящно-литературным названием «В этом году на “Чистых прудах” будет интересная история». С января следующего года в Свято-Филаретовском институте, расположенном недалеко от одноименной станции метро, открывается двухгодичная образовательная программа по отечественной истории, и в её разработке мы принимали непосредственное участие. Программа открывается для всех желающих, независимо от возраста и базового образования, и предполагает углубленное изучение целого ряда специальных курсов и дисциплин, позволяющих осмыслить пути развития российского общества, причины революционной катастрофы 1917 года, феномен истории Русского Зарубежья, и последствия большевистской власти. Набор первой учебной группы, предполагающий и определенные вступительные испытания, будет осуществляться во второй половине осени. 

На фестивальной площадке состоялось представление этой образовательной программы. Перед большой аудиторией выступа ли Владимир Черняев (преподаватель курса «Биографика русской истории и культуры»), кандидаты исторических наук Константин Обозный (преподаватель курса «Церковь в ХХ веке») и Дарья Тимохина (преподаватель курса «История общественно-политических партий и движений XIX начала ХХ веков»), а также автор настоящих строк («История сословий и социальных групп дореволюционной России»). Слушатели задавали интересные вопросы и оживленный разговор достаточно быстро перешел на более широкие темы, связанные с трагедией ХХ века, который, по замечанию Александра Солженицына, Россия проиграла. Тем более требуется размышлять над тем, какие уроки должны извлечь власть и общество из накопленного опыта, нуждающегося в изучении и широком освещении. На своей площадке вместе с протоиереем Георгием Митрофановым мы говорили о том, почему человек утрачивает «чувство истории» и возможно ли его вернуть, вправе ли историк давать этические оценки или его задача лишь бесстрастно описывать минувшие события, и какой вообще прок от знаний о прошлом... И аудитория честно искала ответы вместе с ведущими. 

Закончился Преображенский фестиваль 18 августа вечерней службой с чтением покаянных молитв за грехи большевистской власти. Значение состоявшегося мероприятия трудно умалить. Только так, снизу и должны выстраиваться связи между людьми, без всяких принуждений и бюрократических разрешений. Никакой имитации, сотрясания воздуха, пустого «отбывания номера» в Сокольниках не происходило. Московский форум стал настоящей, энергичной инициативой, исходившей от живых общественных сил, с широким участием молодых людей, ищущих веры и правды. Разная степень воцерковленности и включения в братскую жизнь никак не препятствовала диалогу, напротив, каждый участник фестиваля мог отыскать для себя личный пример и найти ответы на важные вопросы, касающиеся современной российской жизни в её разных сферах и областях. Мир и доброжелательность царили на фестивале, чьи гости искренне могли бы сказать под праздник Преображения: «Хорошо нам здесь быть». Поэтому приобретенные знания и опыт общения, как полагает автор, дадут добрые всходы.

Кирилл Александров. Печатное издание «Русская жизнь»
конец!