Пятый фестиваль «Преображенские встречи», прошедший в Сокольниках 17–18 августа, посвящён в этом году теме «Время мира», и все три десятка фестивальных событий так или иначе были соотнесены с примирением и преодолением всякой вражды и розни.
Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства: «Стремление к миру – это всегда не пассивная, а активная позиция. Ведь явление мира – это тоже сила, действующая в истории, но не сила вражды и разрушения, а сила единения и творческого созидания».
Иван Курилла, историк, профессор Европейского университета (Санкт-Петербург): «Мы видим, как история мифологизируется, и пропаганда выбирает то, что соответствует принципу “разделяй и властвуй”. На смену главному переживанию наших родителей “лишь бы не было войны” приходит жуткая фраза “можем повторить”. Противостоять этому может надиндивидуальная – семейная, соседская – память о войне, когда мы обращаемся не к массе, а к конкретному человеку: это даёт нам возможность сопротивляться идеологизации сознания».
Сергей Лапенков, один из основателей гражданской инициативы «Бессмертный полк»: «Не самое главное дело “Бессмертного полка” – проходить колонной с портретами 9 Мая, – этого слишком мало. Сейчас мы озабочены созданием “Народной летописи” – собрания семейных историй о войне. Потому что если убрать уровень частной, личной истории, останется плоский плакат, за которым можно будет спрятать любую идеологию».
Сергей Пархоменко, журналист, соавтор проекта «Последний адрес»: «Множество проблем связано именно с тем, что Россия не освоила свой исторический опыт: не пережила, не передумала, не переобсуждала, не проанализировала, не прочувствовала, а где-то и не оплакала его. Другие страны, на которые мы смотрим иногда с завистью, что в них существует какое-то взаимопонимание, консенсус, национальная идея, достоинство, иногда это страны с очень тяжёлым прошлым, тем не менее смогли это прошлое объяснить самим себе, перестать его стыдится. Это работа, которую просто нужно сделать…
Алексей Старобинский, академик РАН, физик-теоретик: «Одно из значений слова “мир” – это “согласие”. Могу сказать от лица мира учёных, что для нас естественно, когда люди встречаются, спорят, придерживаются разных мнений, но при этом способны действовать в согласии. Даже оставаясь в чём-то на разных позициях, надо учиться достигать согласия в нашем общем деле, исключительно важном и в нашей стране, и на всей земле».
Андрей Кочетков, основатель фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест»: «Города – это же не плитка, не дома, не инфраструктура. Города – это люди, которые всё это создали и здесь живут. “Том Сойер Фест” – это прежде всего диалог между разными людьми: чиновниками, волонтёрами, бизнесменами, – диалог, без которого у нас ничего не построишь. Для современного человека всё более важен мир в словах, большинство споров часто перерастают в открытые битвы и войны. Украинская история показала нам, как быстро происходит расчеловечение в словах, когда людей перестают считать людьми».
Священник Манфред Дезелерс, руководитель Центра диалога и молитвы в Освенциме: «Я живу в Освенциме. Последствия того, что произошло в XX веке, ощущаются здесь до сего дня. Мы знаем по опыту: когда встречаешься с жертвами, просишь прощения и пытаешься строить отношения – это исцеляет. Об исцелении России я говорить не могу. Самое важное – что Господь смотрит на нас с любовью во все времена. Он не закрывает глаза, но видит и нашу боль, и нашу вину, и плачет об этом. Когда Христос воскрес, раны на Его теле остались, и Он их показывает ученикам. Я хочу, чтобы этот образ открытых ран Господа у нас остался. Прошлое мы изменить не можем, но это поможет в исцелении настоящего и будущего».
Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, – о событиях 27 июля, когда во время несанкционированного митинга он укрыл в храме протестующих и отслужил вместе с ними молебен о мире: «В один из дней митингов к нам в храм вошли три омоновца. Я с ними познакомился. Они оказались православными. Тогда я напомнил им, что насилие для православного человека – всегда грех. Человек подчинённый должен исполнять приказы, но это можно делать по-разному. Насилие против безоружного – очень тяжкий грех, я их попросил этого не делать. Христианин призван жить в гуще событий. Он должен каждый день начинать с Евангелия, а после этого читать газеты, слушать радио. Чрезвычайно важно и молиться, и быть в гуще событий. Мы призваны к тому, чтобы нести мир нашему обществу».
О том, каким может и должно быть восстановление лучших традиций русского общества, говорили инициаторы Форума национального покаяния и возрождения.
Олег Щербачёв, предводитель Российского Дворянского Собрания: «Традиция – это то, что живёт и органично существует в обществе, и нужно быть очень осторожным, когда мы что-то воссоздаём. Сегодня нужно не столько насаждать какие-то традиции, сколько очищать их. Не все русские традиции, несмотря на советский гнёт, прекратились, но надо бы сосредоточиться на том, чтобы счистить советскую грязь, которая налипла за 70 с лишним лет, расчистить образ русского человека, и тогда мы обретём почву для прорастания живых традиций, которые были в русском народе. Мне как генеалогу было бы приятно видеть, если бы возродилась традиция знания своих родовых корней. Важно возрождать культуру диалога, вспомнить, как умели общаться между собой противники в России XIX века. Важна традиция русского гостеприимства и застолья – то, что не до конца было убито в СССР, несмотря на тесные коммуналки и страх доноса».
Дмитрий Алешковский, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь»: «Как показал профессор Григорий Юдин в исследовании, которое он вместе с коллегами провёл в рамках Форума, у человека есть “первая” и “вторая” память. Первая – официальная, разрешённая и отцензурированная. А вторая память – это воспоминания о доме, о чём-то важном, что хранится в семье, что всегда будет искренним и человеческим. Пусть собираются и общаются те люди, которым дорога именно эта “вторая” память, которые свободны назвать чёрное чёрным, а белое – белым. Когда они соберутся, тогда возможно будет возрождение нашей страны».
Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства: «Историческая эпоха, в которой мы с вами живём, может окончиться очень по-разному: катастрофой, бездной, но может и чем-то иным. Поэтому мы и говорим о возрождении, надежде и мире сейчас, когда видим, что мира в мире нет. Мы видели страшные картины уличных столкновений – это наша современность. Мы знаем, что бывает гораздо хуже, но и то, что есть, уже беспредел. Нужно спросить, к чему ведёт одна и другая сторона, сталкивающиеся сейчас. Трудно призывать нашу власть – которая имеет странное происхождение, в чьей легитимности можно усомниться – исполнять свои законы, они не для этого принимались. Если возьмём другую сторону – к чему они призывают? Они тоже не дают мирный выход и образ будущего. Поэтому мы не можем напрямую поддерживать ни тех, ни других. Мы должны искать путь мира, когда каждая из сторон ведёт к войне и крови. Мы ищем третий путь, без которого нельзя выйти из сложившегося положения. Нам необходимо внутреннее возрождение и возрождение отношений между людьми. Мы собираем живые силы, чтобы Господь благословил нас, чтобы мир установился и процвёл. Разного рода объединения, как бы трудно им сейчас ни жилось, показывают, что эта потенция существует. Поэтому наш Форум – это путь выхода или перехода к новой эпохе, которая должна наступить, причём скоро. Мы это знаем и здесь, на Фестивале, говорим и показываем, как это сделать».
Фестиваль «Преображенские встречи. Время мира», состоявшийся в рамках XXX Преображенского собора, в этом году прошел на 34 площадках, 11 из которых были посвящены церковной тематике. Всего в фестивале приняли участие около 4 тысяч человек из более, чем пятидесяти городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Украины, Молдавии, Германии, Испании, Италии, Латвии, Польши, США, Франции, Чили.