Праздник Светов

19 января 2017
Об истории праздника Крещения Господня, купании в проруби и крещенской воде…
Крещение Господне. Мануил Панселин, Византия, XIII в.
Крещение Господне. Мануил Панселин, Византия, XIII в.

Праздник Богоявления или Крещения Господня был одним из главных в древней церкви, наряду с Пасхой и Пятидесятницей: он напоминал о пришествии в мир Богочеловека. На Востоке его отмечали 6 января, вспоминая в этот день два очень важных евангельских события – Рождество Христа и Его явление миру, выход на служение, началом которого и стало Крещение Его в Иордане.

В одних областях Богоявление праздновали 25 декабря, в других – 6 января. На время событий Рождества и Крещения нет намeка ни в одном из евангельских повествований, поэтому даты, конечно же, условны. Но не бессмысленны: эти дни были началом церковного года, когда начинался круг евангельских чтений, в которых, как известно, одни из первых событий – Рождество и Крещение.

 

Просвещение оглашаемых и национальный экстрим

Праздник Богоявления именовался ещe и «праздником Светов». Позднее так называли уже только Крещение Господне. В этот день было принято крестить новопросвещeнных, и потому Крещенская купель была и купелью просвещения новых членов церкви. Крестили тогда почти исключительно взрослых, и сегодняшнее массовое ныряние в прорубь, может быть, является каким-то странным отголоском настоящего крещенского торжества, сохранившимся на задворках человеческого сознания...

Что бы ни говорили о традиции ныряния в прорубь на Крещение, восходящей ещe, мол, к дохристианским временам, всe же в массовом сознании россиян она возникла недавно, не ранее 90-х годов прошлого века. Традиция эта скорее народная, нежели церковная, хотя имеет и некоторые исторические аналогии: в древности в этот день обычно крестили новых членов церкви. Крещение совершалось в открытых водоeмах, правда, дело происходило, всe-таки, в южных краях: Египте, Сирии, нынешней Турции. Даже было специальное указание для совершающих обряд крещения: «Крестить лучше в прохладной воде, но если еe нет – пусть будет тeплая».

Нынешнее ныряние в прорубь – это не благочестивая традиция, а скорее, национальный экстрим, мало согласующийся со смыслом события, отмечаемого в этот день.

 

О Крещенской воде

В этот день совершается Великое освящение воды. Этому действу в наши дни тоже предаeтся какой-то невнятный сакральный смысл: за «крещенской водичкой» выстраиваются очереди из людей, в другие дни в церковь не заходящих. Часто берут помногу, большими пластиковыми бутылями, так что диву даeшься: что можно делать с таким количеством воды?

Между тем, изначально «Великое освящение» означало только то, что освящается большой объeм воды – столько, сколько потребно для крещения большого количества новопросвещeнных. Это и было центром праздника: пришествие Христа в мир, Богоявление имело своим продолжением Церковь Христову, которая непрестанно обновлялась, пополнялась новыми христианами. И лишь потом богословская мысль, проникнувшись античным сознанием, связала освящение воды с освящением, оправданием всего земного естества, источник которого, опять-таки, во Христе. Воды просвещения прочно связались с водами Иордана, когда туда сошeл Спаситель… И мир после этого уже не мог остаться прежним. Вспоминались и воды Книги Бытия, воды творения, над которыми носился Дух Божий, но этому творению ещe предстоял долгий путь восхождения к Богу…

«Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа… Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений... И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством… Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть… Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную» (Митр. Антоний Сурожский. Из проповеди на Крещение Господне, 1973 г.).

Как Рождество по своей сути – совсем не умилительный детский праздник с eлочками и подарками (хотя и это тоже имеет право быть), так и Крещение – не праздник только лишь святой воды: это праздник одновременно и радостный, и глубокий, и трагический: потому что погружение Христа в воды Иордана – Его первый шаг на пути ко Кресту…

 

Почему для христиан это особенный праздник?

Праздник Богоявления заставляет нас размышлять – где Бог является в нашей жизни? Какое место мы отводим Ему? И что значит – давать Богу быть в нашей жизни: всегда ли благочестивое занятие имеет первостепенное значение, и не оказывается ли часто Бог в том, что мы с пренебрежением отодвигаем в дальний угол?

«Почему для нас это особенный праздник? Потому что в этот день, день Своего Крещения призван был Господь небесным Своим Отцом на служение роду человеческому… чтобы ради нас жить, учить, страдать, умереть. И вот посмотрите на это удивительное для нас зрелище: когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, к нему приходили люди разных сословий, приходили и ученые, и книжники, и солдаты, и сборщики налогов... Пришел среди них и Иисус из Назарета Галилейского. По-человечески рассуждая, не было у Него никаких преимуществ, пришел как один из многих…» (Прот. Александр Мень. Проповедь на Богоявление).

Таким Бог являет Себя миру в Своeм последнем откровении: отдающим всe и не усваивающим Себе никаких преимуществ перед людьми… И для нас это откровение удивительно, прекрасно, но и страшно одновременно, поскольку Он подаeт пример, какими и нам следует быть. В древности новый член церкви вскоре после крещения, по прошествии Светлой седмицы, начинал служить церкви тем даром, который у него открывался. Сегодня, увы, большинство людей, считающих себя православными, просто уверены, что послужить Богу и людям они ничем не могут – да и вообще, разве это не удел одних только священников…

Не случайно праздник этот сейчас носит двойное название. Переживание его невольно заставляет нас задуматься о двух вещах – во-первых, о Крещении, чтобы вспомнить собственное крещение, а если не вспомнить, то, хотя бы, попытаться заново пережить и понять не умом, но сердцем, для чего мы были крещены, даже если крестили нас в младенчестве, «чтобы не плакал». А во-вторых, о Богоявлении – о явлении Бога в мире и в нашей жизни. А ещe о том, насколько мы сами, по слову Господню, «соль земли и свет миру», видят ли люди этот отражeнный нами Божественный свет – свет Любви, сострадания к миру, в котором много неправды, зла, греха, который Бога не познал. Нести в мир свет Богоявления – это задача для всех христиан, в этом, в глобальном смысле, и состоит наше служение.

Владислава Соловьева


Тропарь Крещения Господня

загрузить еще