Православная молодежь: от воцерковления к служению

24 июня 2011
Молодежь, которая всерьез интересуется православной верой – кто это? Каковы особенности ее воцерковления? Как молодые люди могут послужить Богу и ближним?

Молодежь, которая всерьез интересуется православной верой – кто это? Каковы особенности ее воцерковления? Как молодые люди могут послужить Богу и ближним? На эти вопросы мы попросили ответить участников конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"», прошедшей 25–27 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте.


Как подсказывает Ваш опыт, что за молодежь сейчас интересуется православной верой и готова постигать ее азы?

Свящ. Стефан Нохрин, заведующий отделом религиозного образования и катехизации Хабаровской и Приамурской епархии: Мой опыт говорит о том, что в первую очередь это студенты вузов. Причем лучшие их представители. У нас в Хабаровске так получилось, что огромная часть именно вузовской молодежи стремится в храм. Я думаю, что это всегда будет в большой степени обусловлено личностью священника, который с ними работает, но это будет вузовская молодежь в первую очередь, потому что она имеет достаточный интеллектуальный уровень для того, чтобы услышать, что ей говорят. Есть и другая молодежь из средних специальных учреждений, но ее гораздо меньше.

Свящ. Максим Плякин, член Межсоборного присутствия РПЦ, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, преподаватель Епархиальных курсов катехизаторов: Однозначного ответа на этот вопрос нет, т.к. люди приходят самые разные. От помянутых на конференции детей верующих родителей до людей, которые прошли «огонь, и воду, и медные трубы» – у нас был случай, что на курсы катехизации пришел парнишка, который до этого был сатанистом, т.е. полюса от и до. Есть люди, уже вкусившие какое-то время оккультных премудростей, но есть изначально индифферентные. На наших катехизационных курсах мы всегда делали акцент на чтении Священного писания. Это было открытием для людей, которые до этого уже ходили в храм, осознавали себя православными христианами, тем не менее, богатство Священного писания многие открывали для себя впервые. И когда мы с ними открывали Евангелие, Псалтирь, Пятикнижие, то многие просто узнавали и себя, и свою веру, и свое место в мире. На епархиальных курсах катехизаторов я преподаю Священное писание Нового Завета и Литургику, и когда мы разбираем Литургию и человек слышит не только возглас священника, но и ту молитву, которую этот возглас сопровождает, ту молитву, которую он не услышит в храме – для него все наполняется смыслом. И для меня, если честно, это высшая похвала – когда мои слушатели начинают видеть смысл там, где они его раньше не видели. Массового притока молодежи нет, опять-таки, надо в этом отдавать себе отчет. Но те, кто приходит, те, кто готовы задавать вопросы, кто, прежде всего, для себя самих решили, что они должны знать что-то еще – с ними прекрасно работать.

Владимир Якунцев, руководитель Методического центра по миссии и катехизации при СФИ: Это молодежь, которая всерьез интересуется смыслом жизни, которая не хочет размениваться на мелочи, которая не хочет жить в абсурде и этот абсурд воспринимать как норму. Которая ведома этими поисками. И удивительно, но она есть. Это Господь действует. Видимо, «капитал» святости у нашей церкви очень велик, т.к. велик и подвиг новомучеников и исповедников Российских. В основном это вузовская молодежь, потому что высшие учебные заведения – это не только образование, это и определенный уровень культуры, который не позволяет заглушить запросы к качеству жизни. К сожалению, в остальных местах и остальных социальных прослойках культура, как правило, такова, что она убивает эти живые ростки и огрубляет человека настолько, что он уже не задает себе вопросов о смысле жизни, что очень и очень печально.

Сергей Бурлака, катехизатор, член молодежного «Круга»: Из опыта предогласительных встреч, которые проводил Молодежный «Круг», видно, что это вузовская молодежь, образованные люди – люди, которые устали от бессмыслицы, глупости, пустоты мира и, в том числе, от общения в ВУЗе, общежитии, дома. Это люди, в которых есть здоровый патриотизм, которые готовы оставаться в России и менять что-то и в себе, и в стране. Это люди – особенно в Москве, в мегаполисе – интеллектуально развитые. Поэтому катехизатору нужно хорошее образование и компетентность в разных областях. Образ православия для многих молодых людей – это образ общежития, а не дома. Дом – это там где красиво, убрано, там, где есть человек, который отвечает за дом. А общага – это там, где никто не отвечает. Важно показать и открыть Церковь как образ дома, и люди этого жаждут.

 

При воцерковлении молодежи, что легче всего принимается при воплощении Евангелия в жизнь, а что вызывает отторжение, сопротивление?

Свящ. Стефан Нохрин: Очень легко принимается социальная деятельность, потому что она ясна, она понятна для сердца. Особенно для девушек. И она, безусловно, облагораживает сердца молодых людей. Встречаясь в ВУЗах, в других учебных заведениях с молодежью, часто упор делаешь именно на это: рассказываешь о десяти заповедях – они ведут человека к тому-то, а практически – смотрите, как это реализуется, и дальше говоришь про социальное служение: дети, дома малютки, детские дома, инвалиды и т.д. и т.д. И всегда один-два-три человека из аудитории обязательно подойдут, обязательно возьмут контакты. Но для нас есть определенная проблема, т.к. социальная деятельность иногда превалирует и не дает развиваться катехизации. Здесь очень важно найти баланс. Где же золотая середина, чтобы люди, которые реализуют себя в социальной сфере, еще и понимали, зачем они это делают? Чтобы они не ушли из церкви, потеряв возможность активного социального служения. Противление вызывают какие-то неправильности в церковной жизни. Часто проблемы возникают из-за «сытости» священнослужителя. Она отбивает охоту к активной деятельности. В Хабаровске с этим проще – многие священнослужители молодые и все «горят», все хотят что-то делать, идут навстречу молодежи. Конечно, исходная позиция молодежи бывает очень разной – очень часто ее нравственные пороки препятствуют принятию нравственного учения церкви, и тут, конечно, приходится прикладывать много усилий, чтобы увести молодежь хотя бы от тяжелых пороков.

Свящ. Максим Плякин: Сложно выделить что-то одно. Мы имеем дело с людьми, которые пришли в Церковь, уже имея за плечами некий багаж – и багаж греха, и неких блужданий, и ложного учения. И когда человек начинает переосмыслять свою жизнь, уже не играет принципиальной роли, с какого момента он это переосмысление начинает: т.е. было ли для него отправной точкой хрестоматийная седьмая заповедь из Десятисловия или слова о том, что поклоняться сразу нескольким богам христианину нельзя. Но в любом случае человек начинает на служение смотреть по-другому. И нельзя выделить какой-то момент, вызывающий максимальное сопротивление. У каждого он будет свой: кому-то будет сложно принять иерархию в церкви – сам факт ее наличия, кому-то будет крайне сложно принять систему этических запретов, и к каждому нужно искать свой подход. Да, есть запреты, но они позволяют сделать то-то и то-то. Да, есть требование единобрачия на всю жизнь, но причина этого в следующем – и тут как раз очень полезно и ап. Павла почитать, и некоторые церковные тексты вспомнить из того же чина венчания. Далее уже пойдет разговор конкретный. Важно выяснить предысторию человека, который решил переступить порог церкви.

В. Якунцев: Ничего уникального в отношении молодежи я не увидел: все так же, как и у взрослых. Специфика одна и та же – охотно принимают слово правды, но с трудом получается этому слову следовать. И у молодежи в этом смысле никакой специфики нет. Но когда удается и слышать, и следовать, то тогда человек оживает.

С. Бурлака: Есть замечательные места в Евангелии, которые вызывают бурю эмоций, среди них место, связанное с призывом Христа к любви, любви к врагам, обижающим и гонящим, место, связанное с тем, что нужно подставить вторую щеку. Часто это воспринимается как призыв к трусости, раболепству, слабости. И вот когда раскрываешь смысл этого места, о том, что на самом деле это призыв к смелости и любви побеждающей, тогда могут сниматься такие противоречия. Но пока это красивый призыв, люди не готовы, особенно молодые, что-то изменять в своей жизни. Принимается все Евангелие, все Священное Писание, если его раскрыть, если показать средостение с жизнью. Когда люди начинают видеть, что то, о чем говорится в Евангелии, живо и действенно, что Христос – это не красивый образ «благолепного мужа», а Воин. Это Человек, который не соглашается с пустотой, обыденностью, суетой и глупостью этого мира, а объявляет всему этому войну.

 

Какова специфика служения молодежи? Что молодежь, в силу своих возрастных особенностей, может делать в церкви?

Свящ. Стефан Нохрин: Я вижу молодежь как лицо церкви – это лицо наравне со священнослужителями, наравне с другими прихожанами. Они могут создавать положительное отношение к церкви во всем обществе. Ведь если молодежь занимается социальным служением в церкви, это меняет отношение даже критично настроенных людей. Молодежь может заниматься миссионерской деятельностью, им интересно. А потом они сами меняются, создают семьи, становятся костяками приходов, перестают быть молодежью. Пока это молодежь, ее служением может быть социальная деятельность и миссия. Но при этом для того, чтобы они могли заниматься миссионерской деятельностью, их надо катехизировать, без этого ничего не получится.

Свящ. Максим Плякин: О социальном служении я говорить не буду – на конференции об этом уже было сказано много. Молодежь, прошедшую катехизацию на наших курсах, мы привлекаем к работе антисектантской, стараемся дать им материал для противостояния свидетелям Иеговы, мормонам. Поэтому есть шанс, что когда наши ребятишки услышат рядом сектантскую проповедь, они найдут, что сказать – ведь грамотного словесного противодействия сектам не так много. И мы стараемся нашим ученикам дать этот набор знаний. Это второй путь. И третий путь – это привлечь ребят к приходской работе: сейчас катастрофическая нехватка преподавателей в воскресных школах, катастрофическая нехватка кадров приходских помощников. Здесь речь идет о том, что нужны помощники, чтобы провести детям экскурсию по городу, съездить с ними в паломничество по святыням собственного или соседнего региона. Важно, чтобы закончившие наши курсы стали ячейками, закваской в своих вузах, создавали какие-то группы там под патронажем со стороны священнослужителя или без патронажа – всякое бывает. Вот эти три пути.

В. Якунцев: Дело в том, что молодежный возраст, как известно, очень рискованный для человека, потому что очень много возможностей, и молодежь, как правило, подвергает сомнениям все устоявшиеся роли, которые им предлагают. И в целом это хорошо, потому что если ты вошел в какую-то роль, которую мир сей предлагает, то выйти из нее уже довольно сложно. А в этом возрасте можно сделать очень много и быстрее достичь того, чего потом многие взрослые люди достигают годами и годами большого труда. У молодежи еще нет бремени больших ошибок. Поэтому тот, кто пришел раньше, молодым, тот имеет возможность больше потрудиться в винограднике Божьем. Вот те работники первого часа, третьего часа. Для них награда в первую очередь не то, что Господь им даст, а то, что они не стояли праздно на торжище. То, что они пришли в раннем возрасте и свои молодые силы посвятили Господу.

С. Бурлака: В Священном писании, в книге Деяния святых Апостолов можно найти интересный пример служения. Апостолы выбирают диаконов, тех людей, которые служат, «пекутся о столах», заботятся о вдовах. И вот этот образ людей, которые готовы послужить старшим, в этом смысле, готовы быть прислуживающими, не боятся тяжелой грязной работы – для меня образ служения молодежи. Важно, что из среды именно этих диаконов появился первый в истории христианства мученик Стефан. Именно из атмосферы такой служащей и сострадающей любви рождается подлинное слово свидетельства о Христе. Поэтому начинать молодежи, я думаю, нужно с простых и, может, на первый взгляд, не очень привлекательных дел. Но впоследствии это может перерасти в более серьезные служения, такие как христианское свидетельство, катехизация, помощь людям в получении качественного духовного образования.

Свящ. Стефан Нохрин
Свящ. Стефан Нохрин
Свящ. Максим Плякин
Свящ. Максим Плякин
В. Якунцев
В. Якунцев
С. Бурлака
С. Бурлака
Беседовала Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще