Каждое наше небольшое паломничество имеет свою тему, и в этом году мы размышляли над такой чертой русского народа как коммюнотарность, понимаемую как общение и общинность, через знакомство с духовными и культурными традициями и приобщение к укладу жизни русского крестьянина на Севере. Нас очень вдохновили слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова: «Самые великие русские люди XIX и XX века признавали, что русский народ самый коммюнотарный в мире, и русский народ был наиболее открыт к общению и к общинности. Так что нам повезло, потому что именно этой силой, этим духом сейчас можно возрождать церковь и народ, и никаким иным духом, никакой другой силой» [1]. Также в качестве подготовки мы обращались к статьям Н.А. Бердяева «Духовные основы русского народа» и протопресв. Николая Афанасьева «О церковном воспитании».
Местом проведения мы выбрали дом-музей крестьянина Василия Мехаева в деревне Рогачиха Верховажского района Вологодской области. Там нас радушно и очень тепло приняли его хозяева – Владимир Владимирович и Ирина Викторовна Жигаловы. Это место как нельзя лучше соответствовало теме нашего выезда, потому что это необычный музей, в нем можно жить, пользоваться вещами, которые принадлежали нашим предкам, в буквальном смысле ощутить на себе все тяготы и радости жизни крестьянина.
В день приезда Владимир Владимирович и Ирина Викторовна рассказали нам об истории дома, провели экскурсию, познакомили с духовным завещанием Василия Мехаева.
Этот дом Василий построил сто пятьдесят лет назад для своей семьи – пятерых сыновей, отделив для каждого из них часть дома и закрепив это завещанием, в котором подробно расписал, кому что причитается. Дом, с одной стороны, разделен на несколько частей, а с другой – представляет собой единое целое (в нем четыре русских печи, но одна труба!) Этот дом стал для нас символом общинности русского крестьянства, так как крестьяне не представляли одиночной, единоличной жизни, не мыслили себя вне своей общины, вся их жизнь строилась на том, что все делалось сообща: и в радости, и в горе все всегда были вместе.
За время проведения паломничеств и лагерей у нас сложились свои традиции, такие как, например, зарядка под музыку, труд взрослых и детей, мастерские, творческие вечера, чтение за трапезой и другие. Мы старались, чтобы каждое наше дело помогало нам и нашим детям глубже войти в тему выезда. Зарядка и хоровод, давали заряд энергии и хорошего настроения на весь день.
Творческие вечера и мастерские помогали проявить свой талант, научиться чему-то новому.
Совместный труд сближал взрослых и детей (собирали иван-чай и другие лекарственные травы для дома-музея, заготавливали березовые веники для бани, работали в огороде, вычищали поля от ивы, кормили овец и кур).
Особое место уделялось общей трапезе, которая проходила под навесом на свежем воздухе. За каждой трапезой мы читали народные сказки, сказки Л. Толстого и Е. Пермяка, подобранные по теме дня. Особенно сильное впечатление оставили сказы, рассказы и дневниковые записи Бориса Шергина, нашего северного писателя и сказочника. Веселые и грустные, шутливые и серьезные, они повествуют о жизни северного человека, о суровой красоте северного края, о глубокой вере и благодарности Богу за все данное в этой жизни.
Кроме традиционных дел, появились и новые, как например, семинары, в которых участвовали и взрослые, и дети. Все они были объединены одной темой «Общение и общинность как черта русского народа». Они были очень разными: в форме творческой мастерской, в классической форме обсуждения докладов на заявленные темы или в форме работы творческих групп, каждая из которых по-своему представила итоги размышлений по теме.
Мы вместе молились на открытом воздухе. Общая молитва всегда помогает собиранию, обретению единства, мы просили у Господа благословения на труды и вместе приносили Ему благодарение за всё, что Он даёт нам в жизни.
Каждый день завершался вечеркой у костра, где мы пели песни и делились радостью о прожитом дне.
В субботний день мы вместе с Владимиром Владимировичем и Ириной Викторовной отправились к поклонному кресту, который стоит у въезда в деревню, на месте, где раньше красовался большой, каменный храм: на сегодняшний день сохранились только часть фундамента храма и часть ограды. Владимир Владимирович начал строительство часовни на месте храма. Мы собрались, чтобы помолиться и вспомнить имена людей, которые жили в деревне Рогачиха и пострадали за веру – были репрессированы. Очень глубоко и проникновенно звучали слова молитвы о России Николая Николаевича Неплюева: «Господи, Владыка мира, посети отчизну нашу благодатью Своею, да облечется она святостью, как ризою, и да будут сыны ее в смирении своем достойны одежды брачной, в которой надлежит войти в чертоги Царства Твоего».
Особенным стал для нас день, когда мы пригласили родных и близких прожить это время вместе с нами, поучаствовать во всех делах, познакомиться с примерами общинности в жизни крестьян Севера и поразмышлять, важен ли для нас этот опыт. Многие приехали с детьми, и каждому нашлось интересное занятие. В этот день были и знакомство с домом и окрестностями, и фольклорные игры, и общие трапезы с чтением, и семинар. Завершился он творческими мастерскими, где каждый учился чему‑то новому, а потом, на «гулянии» все делились друг с другом тем, что узнали. Творческие мастерские – это народный театр, обучение кадрили и другим танцам, изготовление звездочек из бересты, русских куколок с длинной косой из ткани.
Красота окружавшей природы не могла оставить нас равнодушными, и те, кто посмелее, отправились в поход с ночевкой, чтобы почувствовать как раньше человек жил в согласии с природой, как бережно относился к ней. А те, кто остался в доме-музее, исследовали окрестности деревни, собирали лекарственные травы. Гости делились впечатлениями о том, что день получился очень радостным и искренним. Один мальчик, во время общей трапезы сказал: «Это очень правильный праздник!»
Когда мы прощались с гостеприимными хозяевами дома-музея, Ирина Викторовна поделилась тем, что исполнилась ее давняя мечта о том, чтобы в их доме прошел семейный православный лагерь! А Владимир Владимирович сказал: «Вы стали для нас родными, вы такие же, как и мы!»
Вот такой необычный выезд получился у нас в этом году. Он отличается от обычных семейных лагерей тем, что все наши дела мы делаем не для детей, а вместе с ними. Мы учимся слушать и слышать друг друга, учимся делиться радостью и вместе решать трудные задачи, жить как большая семья. Такие совместные поездки помогают через совместные дела, через общение нашим детям «войти» в церковь; в них мы можем вместе размышлять над глубокими и важными вещами, которые помогают обрести основание нашей жизни.
[1] Статья «"Чьи мы наследники" из беседы духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова с членами Свято-Введенского православного малого братства 3 сентября 2015 года». Кифа № 15 (201), декабрь 2015.