«Пострадать за Христа не страшно»

13 ноября 2013
Выставка «Неперемолотые» в одном из древнейших городов Русского Севера – Шенкурске

Передвижной выставочный проект «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском севере в XX веке», организованный культурно-просветительскими фондами «Преображение» и «Сретение», Областной научной библиотекой им. Добролюбова и Северодвинским отделением Регионального объединения пострадавших от политических репрессий, продолжает свое движение по Архангельской области. Шенкурск – один из древнейших городов Русского Севера, ведущий свое летоисчисление с конца XI – начала XII века, стал одиннадцатым пунктом  в восстановлении истории триумфа Духа на Северной Земле.

На открытии выставки 5 ноября 2013 года присутствовали Виктор Парфенов, заместитель главы администрации МО «Шенкурский муниципальный район», Наталья Тарутина, заместитель главы администрации МО «Шенкурский муниципальный район» по социальным вопросам, Ирина Питолина, глава МО «Шенкурское», председатель совета депутатов и другие. Тамила Золотина, директор Шенкурской библиотеки им. М. Шукшина в своем слове отметила, что «значение этой выставки для нас очень велико. То, что нам представили,- это еще одна сторона жизни людей на этой земле, которые волею судьбы оказались в нашем Шенкурском районе… К сожалению, до сегодняшнего дня этой частью истории нашего района никто не занимался. То, что происходило в Шенкурске, – это трагедия, когда сын против отца, когда наши же жители сбрасывали колокола с колоколен. Мне очень приятно, что откликнулся фонд. Я думаю, что появится стенд и о Шенкурском районе. Хочется, чтобы у нас хватило сил продолжать дальше эту работу».

История города трагична и прекрасна. В XIV веке Василий Сепанович Едемский, новгородский боярин, переселяется на Пинежку, основывает Иоанно-Богословский мужской монастырь и начинает возводить по Ваге храмы и церкви. После смерти через сто лет преподобный Варлаам Важский был причислен к лику святых. Красота и величие храмов Шенкурского уезда до революции поражала. При населении Шенкурска чуть меньше десяти тысяч человек в городе были семь церквей и монастырь. Шенкурская земля славится такими святыми, как Георгий Шенкурский, Афанасий Наволоцкий, Захария Шенкурский.

В эпоху русской катастрофы 1917 г. судьба Шенкурска перевернулась: неслучайно город называли «колыбелью революции в Архангельской и Вологодской губерниях». Шенкурск стал чуть ли не первым городом России, где был уничтожен храм. В очень красивом Сретенском храме постройки начала XIX века была размещена электростанция. От вибрации стали разрушаться стены храма. После электростанции в храме на протяжении пятнадцати-двадцати лет была баня с кассой в алтаре. Не осталось ничего и от Михайло-Архангельского и Благовещенского собора.

В центре города Шенкурска находился Свято-Троицкий женский монастырь – cердце города, основанный в 1664 году. Священник Николай Иванович Попов в 1914 году был назначен настоятелем Шенкурского Благовещенского собора с возведением в сан протоиерея, в 1916 году переведен в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь, где в 1919 году убит красноармейцами. В документах того времени можно прочитать, что он был известен тем, что стремился искоренить пьянство в селе. Зимой 1918 года большевики вторглись в Шенкурский женский монастырь. И только благодаря жителям города, вставшим на защиту своей святыни, монастырь удалось отстоять. Сам отец Николай бесстрашно обличал беззакония большевиков в своих проповедях. Из горожан было создано «Общество ревнителей и защитников Веры православной». Этим обществом были взяты под охрану монахини и ценности Шенкурского монастыря, на тот раз отстоять обитель удалось, были конфискованы лишь монастырские земельные угодья.

Сын протоиерея Николая Попова – Василий, получив известие о расстреле горячо любимого им отца, записал в своем дневнике: «Не дрогнуло мое сердце, получив тягостную весть. Наоборот: возрадовался я духом тому, что Господь ниспослал дорогому папе венец мученический. Как древние христиане считали за счастье, если их родители или родственники кончали жизнь в мучениях за веру, и с гордостью говорили некоторые из них: «Я сын мученика!» – так ныне с гордостью могу и я заявить: «Я сын священномученика!» Угнетает лишь одно сознание, что не нашли трупа…Но надеюсь, что Всещедрый Господь откроет его мощи и погребут его с подобающей честью… Да примет дух его Господь и вчинит в лики святых священномучеников!» В Свято-Троицком монастыре г. Шенкурска служили  один из священномучеников Русского Севера – протоиерей Николай Родимов, особо почитаемый в Свято-Троицком храме г. Архангельска. В списках новомучеников Архангельской епархии значится и протоиерей Иоанн Родимов, его родной брат, расстрелянный за «контрреволюционную деятельность» в 1937 году.

Свято-Троицкий монастырь был закрыт в июле 1923 года. В монастыре было шестьдесят монахинь, пятьдесят трудников. Последняя настоятельница Свято-Троицкого монастыря, игуменья Рафаила, организовывала массовые выступления против закрытия монастыря, однако его все равно закрыли. После этого часть икон разослали по музеям, часть – просто сожгли; у Троицкого собора снесли купола, разделили здание на два этажа, и внизу сделали музей (который позже заменили на магазин), а вверху – кинотеатр «Революция». Когда приняли решение взрывать стены монастыря, поняли, что взрыв опять оставит город без построенного совсем рядом кинотеатра... – его просто снесет взрывной волной, если не взрывом. Поэтому храм остался. И уже сорок лет он забытый, заброшенный людьми, без крыши, без окон, без дверей стоит в центре города...

История Шенкурского восстания, продолжавшегося около двух недель, – одна из самых драматичных страниц гражданской войны на Русском Севере. В начале июля 1918 г была объявлена мобилизация в Красную армию, и крестьяне Шенкурского уезда вынесли протест, заявили о своем нежелании. Восстание был подавлено. Уже в 1918-1921 гг. более сорока жителей Шенкурского уезда были расстреляны по приговору губернской коллегии ВЧК. «В самой страшной каторжной «государевой» тюрьме – Шлиссельбургской – за 22 года, с 1884 по 1906, было казнено тринадцать человек. Если к ним добавить всех умерших в ее казематах, покончивших жизнь самоубийством, то общая цифра окажется сорок два человека. А в крохотном по сравнению с масштабами России Шенкурском уезде менее чем за два года, по далеко не полным сведениям, погибло от рук земляков почти пятьдесят человек», – читаем мы в книге «Огненная межа» историка Е.И. Овсянкина. После освобождения Шенкурска в январе 1919 года к участникам восстания были применены крайние меры, «только» расстреляно 48 человек. В соответствии с декретом ВЦИК Советов о лагерях принудительных работ в декабре 1919 г. в Шенкурске образован первый в Архангельской губернии лагерь принудительных работ, с осени 1920 г. он был переведен в Холмогоры. Здесь, а также в Пертоминском концлагере, Архангельске и Новой Земле были замучены и расстреляны 25 640 человек (февраль1920 – декабрь 1920).

С Шенкурском связаны судьбы многих достойный людей Русского Севера. Преподобномученик архимандрит Вениамин, последний настоятель Соловецкого монастыря перед его закрытием в 1920 году, был родом из Шенкурского уезда. Когда Соловецкий монастырь был упразднен богоборцами, архимандрит Вениамин и его помощник, иеромонах Никифор, провели три года в Холмогорском концлагере. Отбыв срок, оба монаха поселились в лесу в сорока верстах от деревни Коровкинской. Там в апреле 1928 года, во вторник Светлой седмицы, они были зверски убиты двумя бандитами.

В 1920 году сщмч. Иоанн (Калабухов) судом города Шенкурска был приговорен к трем месяцам лишения свободы за антисоветскую проповедь. В Шенкурском районе отец Иоанн прослужил до 1925 года. В вину ему ставилось то, что «всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово». 21 февраля тройкой НКВД по Московской области он был приговорен к смертной казни за «антисоветскую агитацию среди прихожан церкви». 26 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово и погребен в безвестной могиле.

В истории Шенкурска есть и страница о так называемом деле «Шенкурской контрреволюционной организации» 1933-го года и поведении во время следствия отца Феодора Петровского. Несмотря ни на что, он отказался признать себя главой «контрреволюционной организации». Он вселял мужество в находившихся с ним в одной камере священников, убеждая их, если наступит их час, не бояться пострадать за Христа: «В арестном помещении …он провел среди священников ряд бесед, говоря – мы должны подготовиться к смерти или высылке, а поэтому твердость у каждого должна быть до конца. Он в камеру принес Дары Святые, где причащался сам и причащал всех остальных священников до 10 человек». «Пострадать за Христа не страшно», – говорил он своим собеседникам.

После первой экскурсии гости оставили свои отзывы. Один из посетителей: «Много достойных людей у нас отбывали ссылку. Главное, чтобы наши люди в Шенкурске вдохновились не только подвигом новомучеников и  исповедников, но еще и смогли перенять их образ жизни. Главное, чтобы духовный стержень остался у людей, который невозможно сломать, перемолоть».

Прихожанки храма Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев: «Мы благодарны за поднятую тему духовного сопротивления в XX веке. Экскурсовод вложила частицу своей души в исследование этой темы. Живой рассказ затрагивает, будит, наталкивает на осмысление прошлого. Спаси и сохрани вас Господи!»

Сретенская церковь, Шенкурск
Сретенская церковь, Шенкурск
Свято-Троицкий монастырь, н.в.
Свято-Троицкий монастырь, н.в.
Свято-Троицкий монастырь
Свято-Троицкий монастырь
Михайло-Архангельский и Благовещенский соборы, Шенкурск, 1910 г.
Михайло-Архангельский и Благовещенский соборы, Шенкурск, 1910 г.
Справа - экскурсовод Ирина Пономарева
Справа - экскурсовод Ирина Пономарева
Тамила Золотикова
Тамила Золотикова
Ирина Питолина
Ирина Питолина
Виктор Парфенов
Виктор Парфенов
Сретенская церковь, н.в.
Сретенская церковь, н.в.
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще