С праздником, дорогие братья и сестры!
Как быстро течет время: и два месяца 2017 года уже пробежали, и подготовительные недели к Великому посту прошли. В прошлое воскресенье мы отмечали Неделю о Страшном Суде, а сегодня – Неделю воспоминания Адамова изгнания. И конечно, всегда есть о чем подумать в такие дни – и применительно к себе, к нашей жизни, но также и в более широкой перспективе.
Удивительно само по себе то, что Бог, Который есть Любовь, лишается Своих самых любимых чад, которые перед этим жили пред Его лицом, в «раю сладостном». У нас обычно довольно сентиментальные представления о любви: они далеки и от ветхозаветных представлений, и вообще от библейских. И поэтому мы часто, говоря «любовь», подразумеваем не любовь Христову и не ветхозаветную любовь, а какую-то свою человеческую любовь, исполненную сентиментальности, любовь, которая должна только гладить всех по головке, ни на что не реагируя, прощать всех автоматически, механически и, уж конечно, никого не судить. Хотя Новый завет нам и говорит: «Праведным судом судите» (Ин 7:24), а если неправедно судите – тогда «не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1). Мы иногда даже забываем это самое главное высказывание о суде в Новом завете, в Евангелии от Иоанна: «судите праведным судом» (Ин 7:24) – не по лицам, не по лицу, не лицемерно. По-славянски: «Не на лица судите, сынове человечестии, но праведен суд судите».
В Божьей Любви всегда есть Тайна. И раскрывая хотя бы в какой-то степени эту Тайну, мы начинаем понимать, почему Богу нельзя было простить согрешивших перволюдей или оставить их жить пред Своим лицом. Они ушли не сами, они сами были, видимо, чужды эскапизма. Нет, их отдалили, удалили в связи с тем, что они стали недостойны наследовать Жизнь вечную. Если ты призван жить вечно и тебе даны для этого особые дары, то ты должен исполнять своё призвание на земле. Но если ты пошёл по другому пути, то предстоять пред лицом Божьим ты уже не можешь. Наверное, так или как-то близко к этому можно истолковать хорошо известные вам слова из книги Бытия, связанные с Адамовым изгнанием (см. Быт 3:23). Нам это трудно принять, мы с трудом вникаем в Тайну Любви и редко бываем настолько открыты Богу, чтобы эта Тайна раскрывалась в нас, являлась нам как величайшее откровение.
Любовь взаимна и всегда требовательна. Любовь настоящая, тем более приобщенная к вечности, а может быть ей и тождественная, требовательна всегда. И требования любви – требования не жесткие, не жестокие, но они трезвенные и реальные. Только в глубокой реальности и трезвенности может творить Свою волю Господь. Запомним это, дорогие братья и сестры. Ни в какой виртуальности воля Божья не совершается, никогда и никак. Да, виртуальность может отражать накопленный опыт, может его выражать, преподносить, делать более доступным, более понятным – как мы видим это в кинематографе, как мы видим это во множестве книг, которые мы с вами, конечно, постоянно читаем, но мы помнить при этом, что даже к Священному писанию относятся слова апостола о том, что «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3:6).
Любовь Божья вечна, и она требовательна. Она личностна, и она же соборна. Она, если можно так сказать, кафолична – пока течет история, пока она не кончилась. Да, придет время, когда «времени больше не будет» (Откр 10:6), когда история кончится и откроется Божье Царство для тех, кто может предстоять в Любви Божьей, кто может предстоять лицу Божьему. Бог хочет, чтобы таковыми были все, но все ли мы хотим того же? Здесь должна быть синергия, должно быть согласие воли Божьей и воли человеческой, а также свободы божественной и человеческой.
В тексте анафоры святителя Василия Великого говорится о том, что Бог не оставил изгнанного Адама и всего человечества без Своего попечения. Пусть Адам не мог дальше жить пред лицом Божьим, пусть он пошёл кружным путем, но все-таки в конце этого пути он должен был вернуться к Богу. В этом было и есть призвание всякого человека на земле, и поэтому Бог всегда заботится обо всех людях на земле – не только членах церкви, не только верующих, не только православных. Великий грех берут на душу те, кто утверждает обратное.
Церковь в своей литургической традиции ежегодно напоминает нам о трагическом изгнании, отдалении, удалении от очей Божьих Адама с Евой, – а в конечном счёте всех людей, – чтобы мы сами вооружились решимостью поработать, потрудиться ради Христа, пройти весь данный и заданный нам путь до конца и вернуться к Богу. Это будет уже не рай. Царство Небесное не тождественно раю, как вы это давно знаете из учения святых отцов. Правда, иногда говорят о том, что человек должен снова прийти в рай, что он наследует рай, но нет, это упрощение, это не так. Никто не возвращается в рай. Нам заповедано идти не в рай, не стремиться пойти назад, а идти вперед и вверх, и там обрести Бога в Его Небесном Царстве, где к тому же будет все, что было приобщено в истории к истине и правде. Помните замечательные слова Георгия Петровича Федотова о том, что ничего не пропадет, и культура не погибнет? Все, что в ней есть вечного, сохранится и войдет вместе с людьми в Божье Царство. Поэтому мы так высоко ценим творцов культуры, тем более что творить культуру в наше время очень трудно, почти невозможно. Конечно, человек может использовать свои дары не только в области культуры, история человечества знает и многое другое. Но не забудем и о культуре: для нас с вами, находящихся в стенах высшего богословского учебного заведения, это особенно важно.
Итак, сейчас и завтра, в последний день перед началом строгого поста, мы вспоминаем изгнание, удаление Адама с Евой от лица Божьего. Бог скрывает от них Своё лицо, потому что человеческий грех омрачает его. И мы теперь должны сделать для себя какие-то выводы. Мы должны всерьез отнестись и к предстоящему посту, помогая входящим в церковь, просвещаемым, которых у нас на попечении тоже немало. Но конечно, мы должны думать и о том, как сократить расстояние между нашим и Божьим лицом. И ещё мы должны собрать себя, слить воедино и так вместе взирать на Христа. Если нам все это удастся сделать хотя бы немного лучше, чем прежде, то цель поста будет достигнута.
Средства поста здесь тоже имеют значение, но не очень большое. В наше духовно, душевно и физически столь нездоровое время есть много людей, которые не могут, тем более в наших широтах, исполнять пост один к одному по Уставу. Они делают себе поблажки – иногда очень традиционные для нашей церкви и нашей страны, нашего народа, а иногда не очень, или даже совсем не традиционные. И все-таки, не это самое главное. Давайте скажем себе это раз и навсегда. Хоть мы с вами и говорим об этом уже не первое десятилетие, всё равно каждый год перед Великим постом начинаются разговоры: нужно ли поститься строго (имея в виду постную пищу, отмену брачных отношений и так далее) или можно делать исключения, а если их делать, то как – через день или еще как-то…
Запомним же, что для христиан пост имеет смысл только в том случае, если мы через него приближаемся к Богу, если мы преодолеваем в себе последствия изгнания, произошедшего в доисторические времена, точнее в самом начале исторического времени.
Будем же, дорогие братья и сестры, всегда вникать в суть церковной традиции. Эта традиция очень богата, но она еще и развивается, раскрывается. Так было всегда и так всегда будет. «Ecclesia semper reformanda», то есть «Церковь всегда обновляется», как говорили святые отцы, и если она не обновляется, то это уже не есть живое Тело Христово, это есть тело мертвое. Надеюсь, с нами такого никогда не случится.
Пусть же каждый из нас помнит, что идя не по тому пути, который открыл нам Господь наш Иисус Христос, теряя при этом благодать, мы теряем и нашу драгоценнейшую связь с Отцом нашим Небесным. Пусть же никто из нас не делает в жизни ничего того, что будет удалять его от Бога. Господь согласен прощать нам очень многое, ибо «все мы много согрешаем» (Иак 3:2), но есть и пределы всему. Эти пределы мы с вами должны знать, ощущать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах их не переходить, чтобы никогда не предавать Бога, чтобы никакой смертный грех не поселялся в наших сердцах, в нашей жизни. Все это требует больших усилий, и Господь принимает наши усилия, и Сам делает в этом мире Своё дело вместе с нами, несмотря на все наше недостоинство и наши немощи.
Мы вспоминаем Адамово изгнание, и дай Бог, чтобы это воспоминание было для нас откровением пути к Божьему Царству. Дай Бог, чтобы мы никогда не были равнодушными ни к Богу, ни к ближним, ни тем более к тем, кто выбирает путь Господень и сейчас начинает его. Всем вам хорошо известно, как трудно в наше время не раздваиваться, отдавать Богу все свое сердце, а не только какую-то часть времени, средств, своих сил, как это могло быть ещё во времена Ветхого Завета. Тогда это было нормально, ибо соответствовало силам людей, а сейчас время другое. Пусть же Господь благословит нас и сократит круги нашего кружного пути! Пусть Господь обрадует нас Своей милостью, Своей благодатью, Своей Любовью и Свободой Своей во Истине!
Аминь!