Покаяние за деда. Постыдно или достойно?

Онлайн

Экспертная дискуссия об отношении россиян к покаянию за грехи предков. Богословы, историки, философы, социологи, антропологи и другие эксперты размышляют о том, насколько конструктивно ворошить прошлое и каким может быть выход из неразрешенных последствий катастрофы XX века, произошедшей в нашей стране.

Тезисы для обсуждения:

  • Влияет ли на человека то, что его предки совершали преступления, шли на компромиссы с совестью? Каков «механизм» этого влияния?
  • Принимают ли люди идею покаяния? В вашем опыте работы с трудным прошлым были ли примеры, когда кто-то приносил покаяние за себя или за других?
  • Может ли покаяние стать проектом работы с трудным прошлым в России?

Участники дискуссии: 

  • Дмитрий Рогозин, социолог, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, декан факультета социальных наук МВШСЭН;
  • Сергей Пархоменко, журналист, один из инициаторов и координаторов проекта «Последний адрес»;
  • Елена Миськова, антрополог, историк, заместитель заведующего кафедрой этнологии исторического факультета МГУ;
  • Шмелева Елена, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
  • Лошаков Руслан, доктор филос. наук, доцент Свято-Филаретовского института;
  • Священник Георгий Кочетков, кандидат богослов, основатель и первый ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Время: 

18 декабря (пт), 19:30.

Место: 

Трансляция дискуссии на Youtube-канале и странице в Facebook Форума «Имеюшие надежду».

В 2019 году по инициативе Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду» группой социологов был проведен опрос «Преодоление трудного прошлого: сценарий для России». Предметом исследования было отношение россиян к историческим травмам ХХ века, в первую очередь к наследию террора сталинской эпохи. 

В опросе использовался метод дилемм: социологи предлагали респондентам не вопросы, а жизненные ситуации, выбор в которых и являлся, по факту, ответом на подразумеваемый прямой вопрос. Такой метод позволяет довольно точно определить реальные, а не декларируемые, установки респондентов. Одна из дилемм опроса – «Покаяние за деда» – вызывает особый интерес: «Известный телеведущий узнал, что его дед в годы репрессий лично принимал участие в вынесении и исполнении смертных приговоров. Он счёл нужным публично покаяться за своего деда и попросить прощения у потомков тех, кто мог оказаться среди его жертв. Многие стали говорить, что он унизил свое имя и оскорбил память деда, на что не имел права. Как Вы считаете, правильно или неправильно поступил телеведущий?» С ответами на эту и другие дилеммы исследования можно познакомиться здесь.

загрузить еще