«Пока мы лиц не обрели»

28 мая 2018
О пути человека к Богу размышляли на гостиной-лекции с таким названием, прошедшей в Архангельске и посвященной одноименному роману Клайва Льюиса в рамках цикла встреч «История одного шедевра»
Ольга Плахтиенко
Ольга Плахтиенко

Гостем проекта и лектором стала Ольга Плахтиенко – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Роман был создан на основе сказки об Амуре и Психее, которая вошла в произведение древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел», написанное во II веке.

Ольга Плахтиенко охарактеризовала роман как путь человеческой души к Богу. Мы рассуждали о названии – «Пока мы лиц не обрели»: путь человека к Богу – это путь обретения своего лица, когда человек открывает веру и встречается с Богом, раскрывает в себе образ Божий, тем самым находя самого себя.

У каждого героя в романе свой путь к Богу. Психея, дочь царя города Глома одарена красотой и благородной душой. Она живет в гармонии и умеет любить. Но она этого не достигала, это ей дано как дар. С юности Психею за ее красоту сравнивали с богами и наделяли божественной сущностью, и когда в городе начались засуха и эпидемии, просили помочь страдающим людям. Она не мыслила себя без помощи другим, но кому-то она помочь не могла. Настроение жителей города быстро изменилось: они стали называть ее «проклятой богами», а власть имеющие решили, что она должна быть принесена в жертву. Психея обречена быть принесенной в жертву богу Седой горы, которого никто никогда не видел, но все боялись.

Но Психея совсем не боялась стать жертвой. В разговоре со старшей сестрой Оруалью она говорит о том, что не боится смерти и хочет увидеть бога, испытывая ко всем, кто хочет ее смерти, жалость, как к тем, кто не умеет отличать зло от добра. Оруаль не понимает, как ей кажется, наивности сестры. После того, как Психею оставили на горе для того, чтобы ее убил бог, Оруаль идет туда, чтобы хотя бы захоронить останки сестры. Но там она находит раскрытые кандалы и видит прекрасную долину. Психея не умирает, а становится женой бога горы, любит его и живет во дворце. Сестры встречаются. Оруаль думает, что Психея сошла с ума, а муж сестры – злой бог, и хочет показать ей, кто он. Грозя самоубийством, она вынуждает Психею нарушить запрет и посмотреть в зеркало на лицо мужа. Тогда все начинает разрушаться, потому что Психея увидела бога. Она изгоняется из долины, блуждает по дорогам, испытывая голод и жажду. Этот эпизод отчасти перекликается с библейской историей грехопадения. Путь Психеи к Богу проходит через любовь, жертвенность и нарушение запрета.

У Оруали другой, долгий путь к обретению лица. Через состояние претензии, обвинение богов в несправедливости, отчаяние и уныние, охватывающих ее всю жизнь, она в конце все же открывает для себя Бога. Она вдруг понимает, что ее сильная любовь к Психее – мнимая, и была больше любовью к себе. Она понимает, что во многом виноваты не боги, а она сама. Ее путь показывает, что у каждого человека есть надежда на встречу с Богом и обретение своего лица, если он идет и ищет Бога.

Cюжет романа похож на библейскую историю о том, как Бог вдохнул в Адама жизнь. Только в единстве с Богом человек оживает, обретая свое подлинное лицо. Пока мы не вдохнули жизнь, дарованную нам Богом, пока мы не осознали себя детьми Божьими, пока соединение с Богом не стало радостью и чудом нашей жизни, невозможно обрести самого себя.

Встречу подготовили культурно-просветительский фонд «Сретение» и Св-Михайло-Архангельское малое православное братство.

Татьяна Пархомович
загрузить еще