Новое сочетается со старым,
как в каждом живом деле
и «живом предании»,
и оба вырастают из вечного.
мать Мария (Скобцова)
15-16 июня в Санкт-Петербурге прошла международная конференция о матери Марии (Скобцовой). Назвав форум «"Мы все стоим у нового порога": свободное творчество матери Марии (Скобцовой)», устроители сразу подчеркнули, что цель конференции не вспомнить биографию святой женщины ХХ века, а рассказать о том новом, что она создала в искусстве, богословии, жизни. Действительно, приехавшим из Франции и нескольких городов России (Москва, Тверь, Тюмень) докладчикам в каком-то смысле это было сделать легко – потому что все, к чему прикасалась матери Мария, так или иначе звучало по-новому.
– Мать Мария остро чувствовала время. Она часто говорила о том, что «мы сейчас все стоим в начале некой новой церковной эпохи», и призывала строить новую жизнь, – с этого начала первый доклад конференции Лидия Крошкина, исследователь творчества святой, магистр теологии, преподаватель Свято-Филаретовского института.
О том, как это удавалось матери Марии, Лидия Владимировна рассказала на примере главного дела ее жизни – объединения «Православное дело», основанного в 1935 году. Вопреки различным мифам это объединение своей главной целью ставило отнюдь не благотворительность, а «новый взгляд на Церковь и на человека», и даже – «созидание новой жизни нового церковного общества, жизни на соборных основаниях», чтобы «не только в области теоретических построений, но и в области ежедневного <…> быта попробовать осуществить подлинную христианскую соборность, общую жизнь». По мнению матери Марии, это «единственный вывод… из Евангелия… все остальное – уступка миру сему». И такое устроение церковного дела требует от всех его участников максимального напряжения, подлинного духовного подвига.
Мать Мария жила надеждой, что этот принятый в «Православном деле» подход будет воспринят через много лет и в России. Она так писала об этом: «Через сто лет будет существовать некий орден или братство, во всяком случае, некий подлинно живой организм, некая подлинная соборность, церковное тело, Тело Христово. Глава этого Тела будет Христос, в этом смысле оно будет настоящей малой церковью, составляющей органическую часть единой вселенской православной церкви. Этот организм будет заключать в своих недрах живое, любящее, сострадающее и сорадующееся сердце, – внутреннюю группу идеологически, духовно и братски объединенных людей. Они будут своей соборной напряженной жизнью, своей любовью, своим идеологическим единомыслием и жаждой практической активности питать и объединять весь организм, с которым будут находиться в самой нерасторжимой и подлинной связи. Этот организм будет не какая-либо общественно-благотворительная организация, а осуществленная соборность, проецированная на все виды человеческой деятельности идея соборно-личного начала. Виды же практической деятельности могут быть неисчерпаемо разнообразны».
Опыт матери Марии действительно востребован в среде православных братств и движений. Не случайно в работе конференции приняли участие почти половина членов православного братства из Твери, названного в честь матери Марии. Председатель Мариинского братства Владимир Лавренов посвятил свой доклад основным направлениям церковного-общественной деятельности Преображенского братства в контексте духовных интуиций матери Марии (Скобцовой) о путях возрождения России.
Еще одно духовное движение – Русское студенческое христианское движение – представили на конференции его председатель, доктор наук, доцент Парижского университета Кирилл Соллогуб и директор детского лагеря РСХД, магистр наук, актер и режиссер Григорий Лопухин. Кирилл Петрович рассказал об участии матери Марии в жизни РСХД, о том, как она по духу опознала это движение своим.
А Григорий Николаевич коснулся сложной и интересной темы Апокалипсиса в ее творчестве, прочитав доклад «"Семь чаш" матери Марии: прочтение Апокалипсиса в жизни».
В музее Анны Ахматовой, расположенном в доме, где она жила, с особой пронзительностью прозвучал доклад доктора филологических наук, преподавателя Страсбургского университета, сотрудника парижского издательства ИМКА-Пресс и секретаря редакции журнала «Вестник РХД» Татьяны Викторовой под названием «"Для них соткала я широкий Покров": Анна Ахматова и мать Мария».
О новой, вулканической святости матери Марии рассказала Наталья Ликвинцева, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына. По ее мнению, вся жизнь матери Марии является ответом на чаяние ее современницы Симоны Вейль: «Сегодня уже недостаточно просто быть святым, нужна такая святость, которой требует наше время, новая и совершенно беспрецедентная святость. …Тип новой святости – это фонтанирование, изобретение. Это сопоставимо с новым откровением о мире и судьбе человека: все пропорции соблюдены, и каждая вещь попадает на свое место. Это обнажение целого пласта истины и красоты, до сих пор прикрытых густым слоем пыли. Тут нужна гениальность еще похлеще той, что потребовалась Архимеду для изобретения механики и физики. А новая святость – еще более неслыханное изобретение. Чтобы получить такую гениальность в изобилии, друзьям Бога достаточно попросить об этом Отца во имя Христово, и только извращенец решит от этого отказаться. <…> об этом нужно просить каждый день, каждый час, как голодный ребенок просит хлеба. Мир нуждается в святых, которые были бы гениальны, как город, в котором властвует чума, нуждается во врачах».
Такую гениальность мать Мария проявляла до самого конца, продолжая и в фашистском концлагере не только утешать соузниц, но и предъявляя им требование «не снижать мысль». Сам факт того, что она смела вышивать там, где могли казнить за гораздо меньшую «провинность», – причем делала это даже «во время перекличек, стоя, доставая из-за пазухи только край, уголок за уголком, иногда, по воспоминаниям, даже одной рукой, тайком, озираясь на снующих вокруг эсэсовцев, зная, чем ты рискуешь, если все обнаружится» – уже дарил окружающим надежду, придавал сил. Соузницы матери Марии вместе с ней шли на этот риск: кто-то выносил из мастерской иголку, кто-то добывал из обмоток проводов цветные нитки, а кто-то сохранил ее работы для нас.
Художественное творчество матери Марии привлекло сразу нескольких докладчиков, которые поделились своими открытиями со всеми участниками. Александр Копировский, профессор СФИ, проанализировал уникальную вышивку матери Марии «Жизнь царя Давида», представляющую длинную полосу размером 78 сантиметров на пять с лишним метров. На ней изображен царь Давид с житийными клеймами справа и слева от центрального образа. Вышивка, предназначенная для храма, занимает целую стену и предлагает совершенно новые образы святости. В частности, Александр Михайлович обратил внимание присутствующих на неожиданный образ Вирсавии.
Галина Серова, искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, наоборот, показала, какое значение на работы матери Марии оказали виденные ею в художественном альбоме фрески из новгородского храма Спаса на Нередице. Несмотря на то, что часть нередицких образов она практически копирует в своей самой известной вышивке «Тайная вечеря», тем не менее, перед нами предстает совершенно новое видение трапезы Господа с учениками. Этот образ, как и многое в творчестве матери Марии, становится ответом на вызов ХХ века, переполненного невинными страданиями миллионов людей.
Важной частью конференции были воспоминания людей, знавших мать Марию как живого человека, со своими слабостями и особенностями. По воспоминаниям сестры Иоанны Рейтлингер, которые привела в своем докладе Наталья Белевцева, старший научный сотрудник музея Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына, мать Мария могла быть резкой, она часто не соглашалась со своими собеседниками и т.п.
При этом, пожалуй, вряд ли в переполненном зале музея Анны Ахматовой нашелся хотя бы один человек, который сомневался в том, что она по-настоящему святая. Поэтому почти сто человек в течение двух дней оставили свои подписи под обращением к патриарху о том, чтобы имя матери Марии было внесено в список святых Русской православной церкви. В 2004 году в результате усилий в первую очередь протоиерея Сергия Гаккеля и Никиты Алексеевича Струве она была канонизирована в Западноевропейском Экзархате русских церквей Константинопольского патриархата. В России, возрождения которой так чаяла мать Мария, уже многие годы ждут ее канонизации. Об этом в своем приветствии сказал духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков.
Ее святость была в первую очередь в том подвиге общения, о мистике которого она писала в своих работах. Это такое общение с человеком и с миром, которое является «глубинным богослужением, проникнутым подлинным трепетом». Лидия Крошкина напомнила слова Марии Александровны Струве, лично знавшей мать Марию, о чувстве «потрясающего контакта, подлинного общения», для которого «не было никакой преграды».
Два дня конференции завершились вечером памяти Никиты Алексеевича Струве, много сделавшего для того, чтобы о матери Марии узнали многие. Незадолго до своей кончины он говорил о «неодолимом чувстве удивления», которое мать Мария вызывает своей жизнью и тем, что она пыталась в ней сделать. На выставке, проходившей в апреле этого года в Париже, Никита Алексеевич описал ее призвание: «быть матерью», «поэтом абсолютной открытости», ее призвание - в самоотдаче, жертвенности, мученичестве. Говоря о поражающем разнообразии ее даров, он отмечал, что хотя ни в одном из них она «не доходит до совершенства, но везде ей есть, что сказать, она доносит весть».
Организаторами выставки и открывавшей ее конференции стали Преображенское братство, Свято-Филаретовский институт и музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме при поддержке Русского студенческого христианского движения и Комитета по культуре.
До 24 июля в музее Анны Ахматовой продолжит свою работу выставка «Я весть Твоя», посвященная жизни и творчеству матери Марии (Скобцовой).