«Почему у нас есть музей самовара, но нет музея новомучеников?»

14 февраля 2017
Такой вопрос задала одна из гостей встречи, посвященной новомученикам и исповедникам Русской Церкви в Коломне
Ведущий встречи Виталий Черкасов
Ведущий встречи Виталий Черкасов

Встреча и выставка «Не стертые в памяти» о коломенских новомучениках и исповедниках веры стали продолжением традиции памяти о подвижниках веры XX в. Памяти, которую важно восстанавливать не только в церкви, но и в народе, обществе, так как их подлинная история с большим трудом пробивается в историческое сознание наших современников. А поэтому на этом вечере важно было дать слово самим коломенским (и не только) новомученикам. И их слово звучало в проповедях, в письмах родным и общинникам, в воспоминаниях, в ответах из протоколов допросов.

Один из ведущих встречи Виталий Черкасов рассказал, что сейчас в церкви и обществе разворачивается движение национального, соборного покаяния, которое может стать духовным ответом на те гонения на церковь и народ, которые происходили в XX веке. И в это движение дает возможность по-другому взглянуть на «великую историю» нашей страны в то время: увидеть людей, услышать их свидетельства о «веке-волкодаве», преодолеть подход к истории как к хаотическому собранию фактов и псевдообъективной диалектике («с одной стороны – плохо, с другой стороны – хорошо») и ухватить суть и смысл происходившего.

Одним из членов Богоявленского братства Владиславой Соловьевой было прочитано стихотворение Осипа Мандельштама «Прославим, братья, сумерки свободы», в котором есть пророческие слова о том, что свобода без Бога приводит к своей противоположности. Далее гости смогли увидеть кадры кинохроники о гонениях на христиан в первые послереволюционные годы. «Расчеловечивание и расцерковление – это один и тот же процесс», – сказала Соловьева в завершение просмотра хроники событий.

Владислава Соловьева
Владислава Соловьева

Наталья Мазурова, сотрудница Краеведческого музея, рассказала о событиях, происходивших в нашем городе в 1917-1920 годах, в том числе о приезде в Коломну патриарха Тихона в 1918 году, и о коломенских новомучениках: священноисповеднике Феодосии (Ганицком), преподобномученике Никоне (Беляеве), священномучениках Викторе Смирнове и Иоанне Калабухове, мученике Дмитрии Вдовине, исповеднике Иоанне Летникове. Был озвучен допрос (известный из материалов дела) преподобномученика Никона (Беляева). Также был показан фрагмент документального фильма из цикла Феликса Разумовского «Русская голгофа» об убийстве в 1918 году митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) и о Поместном соборе, который в этом же году поставил вопрос о вере русского народа.

Конечно, после того, как прозвучали голоса новомучеников, голоса нашей церкви, возникло множество вопросов. Ведь есть новомученики, исповедники веры Христовой, но были и те, которые создавали тоталитарную систему, обслуживали ее, были исполнителями, а также те, которые просто молчали, соглашались, то есть фактически были соучастниками гонений. И многие из них были православными христианами. Почему же члены церкви стали гонителями для своих собратьев? Удивительно, но сами новомученики уже в те годы дали ответы. Устроители встречи вспомнили слова священномученика митрополита Кирилла (Смирнова), который в беседе с патриархом Тихоном сказал, что архиереи и «годны только для того, чтобы сидеть в тюрьмах», а также слова священномученика отца Сергия Мечева, который писал своей общине, что «суд Божий совершается над Русской церковью».

Был поставлен вопрос о канонизации «непоминающих» – о тех епископах и священниках, которые не приняли сотрудничество церкви с советской властью. К лику святых были причислены, и те, кто принял советскую власть, но пострадал от нее, и те, кто ее не принимал и в этом видел альтернативу жизни свободной церкви в несвободном государстве. Церковь в такой ситуации тоже дала свой ответ, связанный с приоритетом служения Христу.

Обсуждался и такой вопрос: от христиан тогда не требовали напрямую отречься от веры, от Христа, расстреливали и сажали их как бы не совсем за веру, но почему же в них церковь признала своих святых? Может быть, потому, что они никого не предавали, не оговаривали себя, то есть отстаивали правду, жили не по лжи, тем самым исполняли заповедь Божию, были иными по отношению к эпохе и ее «ценностям». Иными – значит святыми.

В завершение встречи каждый мог поделиться своими размышлениями. «Я всю жизнь живу в Коломне, а истории города с этой стороны даже не знаю, – посетовала одна из участниц встречи, – и только сейчас осознаю, насколько сложной была та эпоха».

«А почему у нас в Коломне есть музей самовара, а музея новомучеников нет?» – такой вопрос прозвучал от жительницы Коломны уже под конец встречи.

«Потому что, музеи создаются, если это кому-нибудь нужно. Если жителям Коломны нужен такой музей, то он обязательно появится», – ответил один из организаторов вечера.

Встреча закончилась, но свободный разговор продолжался. Гости просили, чтобы встречи на церковно-исторические темы проводились чаще. В конце встречи все участники могли взять с собой небольшие открытки с портретами исповедников веры и их высказываниями, чтобы слова, сказанные в IV веке Иоанном Златоустом, – «Каждый пусть не только в настоящий час удивляется мученику, но, и, отходя домой, пусть ведет с собой этого святого, пусть введет его в свой дом, или – лучше – в свое сердце» – могли воплощаться и в нашем столетии.

Организаторы вечера и выставки «Не стертые в памяти» – Богоявленское православное братство города Коломны при участии Коломенского краеведческого музея в Культурном центре «Дом Озерова».

Анастасия Черкасова


Фото Марины Злунициной

загрузить еще