Почему люди сейчас приходят в церковь?

26 января 2011
Под Москвой прошла ежегодная конференция катехизаторов Преображенского братства

17 января 2011 г. в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение» на ежегодную конференцию собрались катехизаторы из Москвы, а также из других городов России и ближнего зарубежья. Участие в конференции позволяет катехизаторам из малых православных братств обменяться практическим опытом оглашения и обсудить возникающие в его ходе вопросы.

В рамках конференции прошли два семинара, подготовленные Кружком катехизаторов и Кружком по миссии, которые работают при Кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского института: миссионеры и катехизаторы обсудили опыт проведения открытых миссионерских встреч; особенности оглашения людей разного возраста (молодежь, пожилые); причины, которые мешают людям воцерковиться; подвели итоги огласительных циклов, завершившихся воцерковлением оглашаемых в 2010 г.

Открытое и взвешенное обсуждение практики катехизации на подобных конференциях призвано способствовать накоплению опыта катехизации и давать возможность чутко реагировать на различные изменения в современном обществе.

Во время конференции мы обратились к катехизаторам Преображенского братства из разных городов с просьбой ответить на вопросы, которые сейчас чаще всего поднимаются в СМИ в связи с возрождением миссии и катехизации в Русской православной церкви.

Почему люди сейчас приходят в церковь? Что они ищут в ней, что от неё ждут?

 

Алексей Наумов (Москва, катехизаторский стаж – 5 лет): Люди приходят, как правило, от недостатка, от какой-то нужды. Это может быть неустроенность жизни, внутренней и внешней. Люди приходят часто из-за того, что не находят смысла в жизни, в том, что они делают, от разочарования. И в то же время люди приходят в церковь, когда сталкиваются со свидетельством о том, что есть другая жизнь. Они приходят в церковь для другой жизни, хотя сами вначале для себя это редко формулируют. В начале оглашения мы раздаем анкету, где один из вопросов касается того, что люди хотели бы узнать на открытых встречах. И люди часто пишут: «хотел узнать о Писании», «научиться молиться» или «правильно вести себя в храме». Это, конечно, важные вещи, но, в конечном итоге, – не самые главные вещи, ради которых люди приходят к Богу и в Церковь. Люди ищут счастья, полноты жизни и радости.

 

Олег Глаголев (Екатеринбург, катехизаторский стаж – 9 лет): Прежде всего, хочу сказать про тех людей, которые пытались войти в Церковь в 90-х годах – сейчас они снова приходят. Раньше они хотели войти в церковь, некоторые даже начали свою церковную жизнь, но она не задалась, и они ушли. И не один-два человека, а целые группы людей приходят во второй раз. Они идут в православную церковь, потому что ищут там Бога, ищут счастье. Что касается остальных – все остается по-прежнему: люди приходят в церковь, потому что ищут удовлетворения своих нужд. Этот потребительский вектор в человеческом сердце в наше время распространен: что в магазин сходить, что в церковь, что ещё куда-то… за какими-то благами… Это надо понимать и иметь ввиду, и знать, о чем говорить с такими «ищущими», постараться показать Того, Кто Сам Благой и Источник всех подлинных благ.

 

Людмила Комиссарова (Москва, катехизаторский стаж – 3 года): Люди в нашем обществе потеряли опору. Нет единого направления, даже ложной идеологии, которая была при советской власти. А люди всегда ищут настоящего. Это неправда, что есть времена, когда люди ничего не ищут. И сейчас именно многие молодые люди ищут настоящего. Они не находят этого ни в каких организациях. У них есть какое-то представление о Боге и вере, потому что они много читают, в том числе всякую религиозную литературу, и не всегда – христианскую. То, что Бог – это что-то надмирное, вечное – понятно почти каждому молодому человеку. И молодежь приходит в церковь главным образом за этим. Люди среднего возраста приходят чаще всего из-за своих личных проблем, которые они пытаются решить, но сейчас их приходит гораздо меньше, чем в 90-е гг.

 

Валерий Ларионов (Тверь, катехизаторский стаж – 5 лет): Люди бегут от усталости, от бессмысленности, кружения на месте, от порочных тупиков, из которых не находят выхода. Были примеры, когда люди приходили из-за ситуации кризиса, в том числе экономического. Недавно на встрече один грузин свидетельствовал, почему в Грузии больше верующих: «У нас тяжелее живется». Потому что экономический кризис там начался раньше и протекает тяжелее.

 

Светлана Чукавина (Москва, катехизаторский стаж – 10 лет): Это зависит от многих вещей, например, от возраста, от социального положения людей. У молодежи, насколько я вижу, это, главным образом, связано с большим стремлением к свободе. Когда они начинают всерьёз размышлять над Словом Божьим и понимать, что есть определенные границы, которые на самом деле и дают свободу человеку, когда они начинают слышать то, что написано в Книгах Закона, то это  производит на них  очень глубокое  впечатление. Молодые люди сейчас часто имеют серьёзное отношение к жизни, они не хотят её прожигать, часто они имеют серьёзные профессии, учатся, защищают дипломы и диссертации. По моим наблюдениям они ищут свободы даже больше, чем смысла. Бывает и по-другому: люди могут сами ничего не искать, но откликнуться на живое слово о вере, о Боге, о смысле, о каком-то фундаменте жизни. Сейчас на Открытые встречи люди очень редко приходят с какими-то осмысленными, выстраданными экзистенциальными вопросами, или им очень трудно сформулировать такие вопросы. Чаще глубокие вопросы появляются только после знакомства с церковью, со словами Писания. Хотя, конечно, всех всегда интересуют «практические» вопросы, например, как избежать пустоты в жизни, что делать при столкновении со злом, как можно изменить свою жизнь, где взять на это силы.

 

Что Вы считаете совершенно необходимым для подготовки к крещению и началу церковной жизни? Что должно уйти из жизни человека, и что новое в ней должно появиться?

 

Алексей Наумов: Крещение – это выход на служение, о чем пишет прот. Николай Афанасьев в книгах «Служение мирян в церкви» и «Церковь Духа Святого». Поэтому для того чтобы человек к нему подготовился, то есть смог выйти на служение, он должен, прежде всего, выстроить свою жизнь по заповедям Божьим. И дело не только в том, что человек должен обрести навык исполнения заповедей Ветхого Завета, ему должно открыться и Новозаветное Откровение о полноте жизни. Ему должен открыться путь Любви и Свободы, чтобы он смог служить.

 

Олег Глаголев: Человек должен покаяться, он должен от прежней жизни отказаться. И тогда приход человека в Церковь становится радостным исполнением самого сокровенного. Он как бы попадает в ту долгожданную атмосферу, которую каждый человек жаждет с самого детства и нигде обрести не может. И если покаяние произошло, он приходит в Церковь и там находит исполнение надежд. Такого человека из церкви не выгнать…. А что такое покаяние? Это внимательная ревизия всей своей жизни: все те самые сладкие, самые важные, самые серьезные вещи, которые были у него в жизни до воцерковления, человек должен пересмотреть, «провести через Крест». Если человек не устрашится, и всё самое хорошее в своей жизни – свою работу, свою любовь, свою семью, своё образование будет стремиться довести до Христа, то есть, спросит себя: «угодно ли это Христу? как этим послужить Христу?» – то обретёт вдохновение. Если не доведет, то будет мучиться. И люди часто так до конца и не каются, живут раздвоенно. И в этом, конечно, задача катехизатора – помочь человеку обрести целостность, избавиться от идолов в жизни.

 

Людмила Комиссарова: Прежде чем креститься, каждому человеку необходимо определенное научение вере – он должен знать о Боге и Христе; желание креститься и после крещения жить церковно. Прежде всего, должна уйти раздвоенность жизни, человек должен обрести целостность. Ведь раздвоенность – это состояние, в котором человек Бога признает, и хотел бы обращаться к Богу в молитве, но при этом сомневается, что по вере можно жить. Тем более весь мир показывает ему, что жить по вере невозможно. И он продолжает жить, как жил, лишь периодически обращаясь к Богу. И такая жизнь не является воцерковленной, но многие миряне и даже священники признают такую жизнь нормальной, тем самым, считая целостную христианскую жизнь доступной не для всех христиан, а лишь для некоторых. А то порой люди воспринимают воцерковление как тяжелый дополнительный груз, хотя на самом деле это радость освобождения от греха и раздвоенности, и, в перспективе, – «избыток сердца» и желание служить другим.

 

Валерий Ларионов: Очень важно, чтобы при подготовке к крещению человек научился отличать настоящую свободу от ее подмен, существующих в этом мире (например, зачастую под «свободой» подразумевается «возможность выбора»). И когда человек преодолевает дух несвободы, то обретает определенное качество церковности и может креститься. Если человек не преодолевает этой порабощенности духу мира сего, то он не воцерковляется, не входит в Церковь. Это тесно связано с покаянием, потому что человек несвободный должен вначале признать это своё состояние зажатости, рабства, несвободы от грехов, он должен захотеть «встать с колен».

 

Светлана Чукавина: Нужно, чтобы человек, в первую очередь, захотел пойти за Христом. Если он зов Христа почувствует, если он на него сердцем ответит, то он захочет и всего остального, в том числе он начнет делать что-то сам и, прежде всего, исправлять свою жизнь. Без этого не может быть никакого крещения. Если человек слышит этот зов, если ощущает в себе любовь, то тогда есть и благодарность, которая означает, что он будет делать что-то в Церкви. Невозможно креститься лишь для себя, для того, чтобы решить свои проблемы.

 

Как Вы считаете, почему в нашей церкви необходимы различные формы и системы катехизации?

 

Алексей Наумов: Это обусловлено разной ситуацией в разных регионах, в разных социальных слоях. Одно дело, например, оглашение в деревне, а другое дело – оглашение в большом мегаполисе; одно дело – оглашать людей молодых и среднего возраста, а другое – пожилых. Например, у нас в Преображенском братстве есть варианты полного оглашения и краткого оглашения. Но самое главное – это то, что любые варианты оглашения предполагают вхождение в реальную церковь, то есть в церковную общину, братство, приход.

 

Олег Глаголев: Потому что никакая система не может быть универсальным ключом к человеческому сердцу. Нет такой системы катехизации, которая была бы применима сразу ко всем. И очень странно, что в епархиях нашей церкви очень часто ищут именно такую систему – подходящую всем. Мы знаем примеры, что принимается, скажем, на уровне епархии одна система, которая подходит для города, где находится епархиальное управление, но священникам в деревнях очень тяжело её реализовывать. Например, их заставляют организовывать двенадцать встреч в виде интеллектуальных бесед за столом по многу часов, но в современной сельской культуре застолье не связано с долгой беседой на важную тему… Слава Богу, что в нашей церкви есть люди, которые занимаются катехизацией, особенно священники, которые ищут и находят свои варианты оглашения. Это очень хорошо показала конференция по катехизации, которая проходила в Свято-Филаретовском институте в мае прошлого года. Если у человека сердце горит катехизацией, то способ или систему – он всегда найдет, и найдет понимание слушающих. Важно общение катехизаторов: чтобы учиться друг у друга. Один оглашает в деревне, другой – в городе, один – в Албании, другой – в Китае, формы будут разные, а суть – нет, потому что это один путь – свидетельства о Христе.

 

Людмила Комиссарова: Это связано с тем, что у людей разный церковный опыт. Например, для людей причащающихся, живущих какой-то регулярной церковной жизнью, нужна не такая катехизация, как для людей неверующих, ничего не знающих о Боге. Другой подход нужен для пришедших из других религий, например, из ислама и иудаизма. Выбор вариантов катехизации зависит также от особенностей человека, например, от его возраста. Некоторые люди не могут проходить полное оглашение (1,5--2 года), которое требуется в современном мире при современном уровне научного и религиозного знания. Также недостаточно катехизаторов, в том числе священнослужителей, способных такую полную катехизацию вести. И несмотря на это, катехизацию всё равно надо вести, не дожидаясь, пока все будут готовы.

 

Валерий Ларионов: Потому что в церковь приходят очень разные люди, у них разные условия жизни, разные профессии, разное отношение к истории нашей страны, разные семейные и культурные традиции. Кому-то, по состоянию здоровья или по другим причинам, подходит более краткий вариант, а для кого-то нужен длительный. Это различие обусловливает разные формы и методы катехизации, но не отменяет само оглашение как единственно возможный путь к полноценному воцерковлению.

 

Светлана Чукавина: В нашей системе катехизации много вариантов, а других систем оглашения я пока не знаю, в жизни с ними не сталкивалась. Наверное, они могут быть очень разными в зависимости от конкретных условий, но обязательно должна быть какая-то церковная среда, в которую будут входить прошедшие оглашение люди. Эта среда может быть разная, и это зависит от условий жизни такой церковной общины. Для разных социальных групп, например, для молодежи и пожилых людей должны быть какие-то разные варианты. Не нужно рассчитывать на готовые инструкции, спущенные «сверху». Но надо начинать с малого и делать то, на что есть силы, накапливать опыт, его анализировать, чтобы понимать, что помогает людям приходить к Богу и в Церковь, а что – нет, потому что катехизация – это живая церковная жизнь.

 

 

Материал подготовила Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще