Пастух ли епископ и стадо ли церковь?

27 июня 2020
Проповедь священника Георгия Кочеткова в неделю памяти отцов I Вселенского собора (Деян 20:16-18, 28-36)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дорогие во Христе братья и сёстры, обращаясь в последние недели к разным отрывкам из книги Деяний, мы видели, насколько бывает интересно, плодотворно и полезно для всех нас узнать о жизни и служении апостолов и первых христианских общин, и как эти тексты порой непросты для правильного понимания.

Мы слышали сегодня знаменитый рассказ о том, как Павел спешил ко дню Пятидесятницы в Иерусалим и, проплывая мимо Эфеса, не стал задерживаться, а оказался в Милете и послал в Эфес людей верных, чтобы пригласить пресвитеров Эфесской церкви – старших того собрания христиан, которое уже сложилось в этом городе Малой Азии. 

В каждой церкви есть старший, он может быть один, но может быть и не один. Церковь – это целостное собрание, поэтому нельзя просто взять кого-то со стороны и поставить для церкви, для общины, пресвитером или епископом. Так же как нельзя просто его взять и перевести старшим в другую общину. Пресвитер всегда неотъемлем от того собрания, в котором он стал старшим, где он признан в этом качестве. Если это произошло, то он реально старший, настоящий пресвитер, а не только носитель сана, которого можно двигать туда-сюда в зависимости от обстоятельств личной жизни или субъективных желаний церковного начальства, как правило, не имеющих ничего общего с волей Божьей, как это обычно в наше время бывает. 

И вот Павел, встретившись с пресвитерами Эфесской церкви в Милете, начал важную итоговую речь, напутствуя их на служение. Сначала он напоминает о том, что всё время был с ними, а теперь пришло время им самим следить за собой, «внимать себе». Внимать себе – это не значит внимать только своим внутренним чувствам, состоянию духовного сердца и так далее. Внимать – это значит во всём следить за собой, прежде всего за тем, достойно ли человек несёт своё служение старшего в общине, то есть смотрит за всем стадом. 

Здесь община называется стадом в таком ещё ветхозаветном ключе, в ветхозаветной традиции. Вообще представление о церкви как о стаде, которому требуется пастух, пастырь или пастор с крепким железным жезлом, – это представление ветхозаветное. Оно, к сожалению, перекочевало в Новый завет, что часто совсем не оправдано. Одно дело, когда так говорил апостол Павел – просто для того, чтобы быть понятным, используя те общеупотребимые образы, которые были давно известны его слушателям с дохристианских времён. Совсем другое – из этого делать какие-то экклезиологические богословские выводы. 

Старший в церкви – это не обязательно иерархическое лицо. Можно быть пресвитером, не будучи иерархическим лицом, и даже епископом, или пророком, или апостолом, или учителем и наставником общины. Образ общины как стада, где старший – это пастух, как раз задаёт такое иерархическое понимание, потому что, конечно, есть принципиальная разница между пастухом и членами стада, «природная» разница. У пастуха другая природа – более высокая и совершенная, а это и есть принцип иерархии, одно из основных её свойств. В христианской общине такого иерархического принципа в нормальном случае нет. Община состоит из верных Христу людей, которые по своей природе друг от друга не отличаются, а отличаются лишь по дарам и способностям, по усердию, по внешним обстоятельствам: возрасту, полу, образованию, культуре, опыту и так далее. 

Апостол Павел говорит о пресвитерах, что они должны «следить и за собой, и за всеми, за всей церковью, всем стадом, в котором Святой Дух поставил их епископами, чтобы пасти Церковь Бога, которую Он приобрел собственной кровью» (Деян 20:28). Как видите, пресвитер назван здесь епископом. Много копий ломалось в споре, кого в древности именовали епископом, а кого пресвитером, то же ли это означало, что и сейчас. Теперь христианские ученые, экклезиологи, историки, прежде всего православные, но не только, пришли к тому, что «пресвитер» и «епископ» – это могли быть разные названия одного и того же положения и служения человека в общине – старшего. Старший – это пресвитер, но он же и блюститель, надзиратель над стадом – то есть епископ. Он должен пасти Церковь Бога Живого, Новый Народ, который Христос приобрёл собственной кровью. Хотя, конечно, в древние апостольские времена Христа редко называли просто Богом. Сыном Божьим – да, а если Богом, то всё-таки часто лишь в таком поэтическом смысле, потому что когда говорили «Бог», подразумевали единого Бога Отца. Сын Божий, конечно, тоже Бог, но такое Его именование требовало уточнений. 

Надо пасти, охранять Божье наследие, или Божье стадо, если употреблять ветхозаветные категории. Но для нас важно, что старшим в Церкви человека ставит Дух Святой, Он делает его пресвитером, епископом, но старшие не должны выделяться природно. И далее апостол Павел их предупреждает, почему нужно пасти, опасать, охранять Церковь, почти как стадо, которое ты любишь и где для тебя важен каждый член без исключения. Павел говорит: «Я знаю, что после моего ухода придут волки лютые к вам, не щадящие стадо. Из вас самих встанут люди, говорящие превратное, увлекая за собой учеников» (Деян 20:29-30). Да, гордость человеческая – вещь коварная, и духовная власть, власть над учениками – это один из величайших в мире соблазнов. Похоть духовной власти – страшнейший грех. Господствовать над стадом люди очень любят, а подавать пример стаду, увлекать их и вдохновлять собственной жизнью любят не очень. Так, видимо, было не только в наше время, но и в древности – прямо с апостольских времен. И апостол Павел был, конечно, прав: из самой христианской среды восставали люди, поражённые этой страстью гордыни, с похотью духовной власти в своих сердцах. А с IV века, когда с Миланского эдикта начался константиновский период церковной истории, эта духовная власть стала ещё и вполне себе административной, и даже политической. 

Предупредив об этой опасности, апостол Павел говорит пресвитерам-епископам, что ныне он предаёт их всех Богу и слову Его благодати, которая может их «наставить и дать наследие среди освящённых» (Деян 20:32). Здесь отражается цель и весь смысл этого служения. Что должен делать христианин и, тем более, старший в общине? Он должен быть с Богом и нести в себе слово Его благодати, которая может наставить старшего и дать общине наследие среди освящённых – сделать всех, для кого он старший, приобщёнными к божественной жизни. То есть наставлять себя надо всегда, а не только на первых этапах своего христианского пути. Так же как всегда надо обретать наследие среди святых, всегда себя надо предавать Богу и следить за тем, чтобы вся твоя жизнь принадлежала Богу. Мы можем наследовать эту святыню, эту святость и жить среди святых, только если мы предаём себя Богу и слову Его благодати, если мы готовы слушать и слушаться тех наставлений, которые даёт нам Господь и если при этом мы не сребролюбивы и живём скромно по своим потребностям, работая собственными руками. 

Одним из опасных решений в церковной истории было то, что старшие церковных общин, особенно иерархические лица, перестали сами зарабатывать себе на хлеб – предполагалось, что они должны были жить за счёт общины. Да, пастырь может жить за счёт своего стада, если другой возможности нет. Но апостол Павел показывает как добродетель другой пример – что он ни серебра, ни золота, ни одежд не желал получать от своего стада, что собственные нужды, как и нужды бывших с ним служителей, он удовлетворял, работая собственными руками. Это было бы очень полезно для современных священнослужителей – трудиться как все, как это и бывает во многих местах сейчас в православной церкви, но очень редко в нашей стране, хотя потребность в этом многие чувствуют. Потому что священнослужитель должен знать нужды народа, он должен жить современной жизнью, а не в каком-то искусственном замкнутом мире, и тем более не питаться за счёт других, прибегая нередко к определённым формам воздействия на них для того, чтобы получше себе самому устроить жизнь.

Господь говорит: «Блаженнее давать, нежели получать» (Деян 20:35). Нужно поддерживать слабых, трудясь самим. А слабые всегда есть в любом стаде – в каждой церковной общине есть больные, старые, или слишком молодые, или просто слабые люди, которые действительно требуют поддержки. Не может быть уравниловки среди христиан – христианство против всякой уравниловки, но за взаимопомощь, хоть и не для того, чтобы у всех были равные возможности, как часто нетрезвенно провозглашают современным людям их лжеучителя, говоря, что все якобы должны иметь равные возможности. Но так не бывает нигде и никогда – это развращающий обман. Люди начинают требовать себе равных со всеми возможностей, для этого ничего не делая, не имея для этого никаких оснований. Пусть будут не равные возможности, но в Церкви никто не должен находиться в положении бедствующего, слишком бедного и слабого. Надо уметь помогать друг другу. И апостол Павел тоже об этом нам говорит. 

Нам, дорогие братья и сёстры, важно помнить, о чём говорил апостол Павел в Милете пресвитерам-епископам из Эфеса: и кто такие пресвитеры-епископы, и при каких условиях и в каких границах можно называть церковную общину стадом, а старших в ней пастухами, пастырями. Важно знать, как охранять верных от лютых волков, не щадящих стадо, не щадящих общину, говорящих превратное, увлекающих по гордости за собой учеников. Нужно запомнить, что до последнего вздоха, насколько нам позволяют силы и возможности, пусть даже с напряжением, мы всегда должны трудиться своими руками и стараться никогда не пользоваться помощью других, даже отказываться от этой помощи, если мы что-то можем сделать сами, но ещё не сделали этого, даже если эта помощь нам предлагается безвозмездно и доброхотно. «Блаженнее давать, нежели получать». Давайте запомним и эти слова нашего Господа. Это одна из не вошедших в евангелия так называемых логий – выражений, принадлежащих Господу. Мы часто их не помним и с удовольствием пользуемся возможностью что-то с себя перевалить на других, и не считаем это грехом – а это серьёзный грех. Любое потребительство – вообще грех. Этому учит нас апостол Павел, говоря о том, что потребительства не должно быть внутри нас и во внешней нашей жизни. Мы должны трудиться, пока у нас есть силы, мы должны стоять, даже когда трудно бывает стоять – по болезни, возрасту или ещё по каким-то причинам. 

Апостол Павел учит нас жить и правильно относиться к себе и другим, в том числе к членам своей церкви, своей малой общины. Ведь церковная община совсем не обязательно должна измеряться сотнями или тысячами людей. Лучше, когда она меньше – тогда есть возможность исполнить всё то, о чём мы сейчас слышали от апостола Павла. Община не должна быть большой – мне кажется иногда, что это даже не сто человек, хотя, если внешние обстоятельства очень благоприятные, то может быть и будет где-то под сто, но, наверно, не больше. А если внешние обстоятельства ещё и неблагоприятные, как часто бывает и в наше время, тогда община должна быть человек пятнадцать-двадцать – как семья, духовная семья. И отношения наши внутри этой семьи должны базироваться на верности Христу, на нашем служении Господу и делу Церкви, делу свидетельства. Пусть же Господь укрепит нас на этом пути, наставит нас и даст нам возможность с радостью идти за Ним вперёд!

Аминь.

загрузить еще