Папа Франциск собирается изменить вероучение касательно смертной казни, называя ее «неприемлемой»

17 октября 2017
До сих пор католическая церковь разрешала казнь «в некоторых случаях»

Папа призывает изменить католическое вероучение в отношении смертной казни, называя ее «неприемлемой», хотя до сих пор католическая церковь разрешала казнь «в некоторых случаях», сообщает religionnews.

Во время своего визита в США два года назад, понтифик уже резко высказывался против смертной казни в своих речах в конгрессе и ООН. И на днях Папа сделал еще один решительный шаг в этом направлении, призвав к пересмотру официального вероучения католической церкви – с тем, чтобы провозгласить высшую меру наказания «неприемлемой». Если учение будет пересмотрено, это будет революционный шаг, поскольку до сих пор католическая церковь разрешала казнь «в некоторых случаях».

Как пояснил Папа Франциск в речи в Ватикане, смертная казнь «противоречит слову Евангелия, ибо означает самовольное уничтожение человеческой жизни, которая всегда свята в глазах ее Создателя». Этими словами понтифик также вкладывает более глубокий смысл в популярное в последнее время движение и понятие «за жизнь». До сих пор с лозунгом «за жизнь» выступали, главным образом, противники абортов, но для Папы это понятие означает защиту жизни от начала до конца – от зачатия до естественной смерти.

Именно в США слова понтифика прозвучали особенно весомо – ввиду того, что смертная казнь еще действует в более 30 штатах этой страны, и при этом ее поддерживает чуть не половина тамошних католиков. По данным опроса, проведенного в 2016 году известным социологическим центром Pew Research, 43 процента католиков в США выступают за смертную казнь, а 46 процентов против, причем по вопросу абортов общество также глубоко расколото.

«Наконец-то мы услышали четкую и недвусмысленную позицию по вопросу смертной казни от высшего духовного лица нашей церкви» – отметила сестра Хелен Преджин в своем интервью изданию America magazine. Сестра Преджин настолько прославилась своей борьбой против высшей меры наказания, что ее деятельность даже была экранизирована в фильме «Dead Man Walking», номинированном на премию Оскара.

Но многие более консервативные католики продолжают активно защищать смертную казнь. «Для особо жестоких преступлений следует оставить смертную казнь, –заявляют, к примеру, Джозеф Безетт и Эдвард Фис. – Более мягкое наказание не отвечает известному католическому принципу, утверждающему, что наказание должно быть соразмерно преступлению». Консерваторы также нередко ссылаются на поучения святого Фомы Аквинского, который писал, что смертная казнь иногда допустима для общественного блага и безопасности. Кроме того, католический катехизис утверждает, что смертная казнь разрешена в тех случаях, «когда она является единственным действенным средством защиты человеческих жизней от злодейского посягательства», но при этом подчеркивает, что случаи, когда высшая мера наказания «абсолютно необходима», в действительности «чрезвычайно редки и практически отсутствуют».

Следует отметить, что в США таких взглядов поддерживаются не только консерваторы, но и многие либеральные католики, которые также не приемлют идею церковного запрета на смертную казнь, говорит Массимо Фаггиоли (Massimo Faggioli), церковный историк и профессор теологии в университете Вилланова. «Раскол между Европой и Америкой по этому вопросу много глубже, чем мы привыкли считать» – отмечает профессор в интервью службе RNS.

В действительности папский вердикт по этому вопросу готовился давно. Папы Бенедикт XVI и Иоанн Павел II осуждали смертную казнь, но так и не дошли до решительных действий по изменению официального вероучения в этой части. И только Папа Франциск заявил, наконец, что катехизис следует уточнить с учетом наставлений его предшественников и «тех изменений, которые произошли в сознании христиан по этому вопросу».

Выступая в среду перед собранием высших прелатов в Ватикане по случаю 25-летнего юбилея обнародования последнего варианта катехизиса, Папа заявил, что смертная казнь является «бесчеловечной мерой, каковая – независимо от способа ее исполнения – попирает человеческое достоинство». Церковь в последнее время, по его словам, достигла определенного «прогресса» с тех времен, когда в папских государствах, то есть в землях, находившихся под властью Святого Престола с восьмого века по конец девятнадцатого, широко применялась смертная казнь. «Давайте возьмем на себя ответственность за прошлое, – отметил Папа, – И признаем, что наказание смертной казнью диктовалось тогда менталитетом скорее законников, нежели христиан».

Можно вспомнить, что за почти пятилетний срок своего служения Папа Франциск постоянно подчеркивал важность и величие милости Господней, в особенности в отношении узников. Дважды в месяц Папа общается по телефону с заключенными в одной из аргентинских тюрем – и признается, что каждый раз, посещая тюрьму, напоминает себе, что «на их месте мог быть я». Смягчение позиции понтифика по вопросу смертной казни можно также считать одним из проявлений более широких современных взглядов в системе юстиции – согласно им, она должна заниматься скорее исправлением, чем наказанием. Как заметил Оскар Уальд: «У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника – будущее».

Вполне возможно, что Папа Франциск не ограничится лишь вопросами смертной казни в своем стремлении обновить католическое вероучение. Так, он нередко говорил о том, что давно пора пересмотреть и теорию «справедливой войны», которая приводит перечень неких морально-этических норм и условий в оправдание военной интервенции. Это древнее учение, которое за долгие века неоднократно пересматривалось и подновлялось, используется не только церковью, но и многими генералами и политиками как справочное пособие для определения тех случаев, когда следует прибегать к силе. Известный римский кардинал Петер Турксон (Peter Turkson) недавно призвал отменить учение о «справедливой войне», отметив, что надеется увидеть папскую энциклику (главный папский документ по важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам), излагающую новую учение церкви по этому вопросу .

С точки зрения Папы Франциска, следует выстроить цельную «жизнеутверждающую этику» для единой трактовки абортов, смертной казни, ненасилия и множества других вопросов в церковном вероучении. Принимаясь за пересмотр учения о смертной казни, Папа не только лишь подновляет доктрину как таковую, но и формирует более широкий и глубокий взгляд католической церкви на вопросы защиты человеческой жизни.

www.sedmitza.ru
загрузить еще