Этими словами молодой владыка абсолютно точно охарактеризовал открывающийся перед ним путь. Венцом этого архипастырского пути стало несение бремени патриаршества в стране с безбожной и антихристовой гражданской властью. И перед лицом этой власти патриарх Тихон продолжал в первую очередь заботиться о других, о Церкви, о тех, за кого держал ответ перед Богом. Князь Григорий Трубецкой в посвященном патриарху некрологе называет усопшего «мучеником за все семь с половиной лет своего служения», и с таким именованием сложно не согласиться. Однако надо добавить, что в тени патриаршего периода владыки Тихона часто незаслуженно оказываются предыдущие годы его архипастырского служения в различных епархиях, а ведь это 20 лет напряженного благодатного созидательного труда.
Через год после хиротонии владыка был направлен в Америку, где его ожидала огромная епархия, включавшая в себя Северо-Американские Соединенные Штаты, Канаду и Аляску. Русских людей здесь было немного, поэтому епископ должен был обратиться к местному населению, изучить язык, местные традиции и нравы. Владыка Тихон деятельно взялся за благоустройство епархии. Уже в первый год своего служения он предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние более 11 000 километров. Его не смущали и не останавливали ни опасности пути, ни заразность болезней, частых у аборигенов, и в этом он выступал преемником своего предшественника на этой земле святителя Иннокентия Московского, ежегодно лично объезжавшего епархию. Такое миссионерское горение и любовная забота о своей пастве не могли не приносить доброго плода. При владыке Тихоне фактически зародилась единая многонациональная Православная церковь в Америке.
Через два года после назначения владыки Тихона на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Северо-Американской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.
Большое внимание архиепископ Тихон уделял все более усиливавшейся волне славянской эмиграции в Америку. В одной из своих проповедей он отмечал: «Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, и мы теперь не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь. Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждом, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущее славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление ко всеобщему братству, заботы о других, смиренные, покаянные чувства, терпение…»
Владыка Тихон принимал деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык, что имело особое значение для распространения православия среди американцев. За время святительства преосвященного Тихона к православию присоединилось 32 карпаторусских прихода, близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем был устроена школа-приют для сирот.
Именно при владыке Тихоне христиане других конфессий впервые в Америке начали знакомиться и сближаться с Православием. А он отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям перед Святейшим Синодом Православной Российской Церкви. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей.
В своих предложениях по вопросам церковной реформы для Предсоборного Присутствия святитель предлагал проект преобразования Северо-Американской епархии в экзархат.
«Дело в том, — писал он, — что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные Православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив — стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей американской Церкви, решаются соборно под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. <…> Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии». Таким образом, православие в Америке превращалось из эмиграционной церкви в соборную поместную церковь.
«При епископе Тихоне, — вспоминал один из преподавателей духовной семинарии в Миннеаполисе, — все были объединены общностью положений, интересов, чувств и мыслей. В миссии господствовало блаженство мира, согласия, дружбы и любви. Не было разрушительных ссор, озлоблений и взаимной ненависти, не было свары, не было разделений — был один архипастырь и одно стадо».
Характерно поучение святителя о том, каким должно быть служение православного благовестника, сказанное после иерейской хиротонии Венедикта Туркевича. Его отличительными чертами должны быть свидетельство истины и просвещение, при котором орудиями света являются наставление, вразумление, убеждение с кротостью и любовью, «ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы».
В одной из проповедей в 1903 года владыка Тихон излагал свое понимание того, каким образом православные должны заботиться о распространении православной веры среди иноверцев. «Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолична: она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир весь, проповедайте Евангелие всей твари (Мк 16:15), научите вся языки (Мф 28:19). Своим духовным достоянием, истиною, светом, радостью мы должны поделиться с другими, лишенными этих благ, но нередко ищущими, алчущими их». «Кто же должен заботиться о распространении Православной веры, об умножении чад Православной Церкви? Пастыри и миссионеры, скажете вы. Да, конечно, они; но только ли они одни? Всякий член Церкви должен принимать в этом живое и сердечное участие, чтобы таким образом раскрыть сердца неверующих к слышанию и приятию благовестия Христова, огласить их словом истины, открыть им Евангелие правды, соединить их Святей Своей Соборной и Апостольской Церкви; чтобы Церковь Свою Господь утвердил, умножил, умирил и непреобориму во веки сохранил».
Владыка регулярно созывал пастырские совещания, которые, по его словам, «необходимы не только для совместного обсуждения дел, но и для совместного их решения». Он стремился заложить основы соборности в епархиальной жизни и задумал уже в 1905 году провести Собор с участием епископов, священников и мирян — делегатов от приходов. Но, по недостатку средств, первый Собор Православной Церкви Америки пришлось отложить до 1907 года. И этот Собор, состоявшийся 20–23 февраля 1907 года в Майнфильде, стал своего рода итогом святительской деятельности епископа Тихона в Америке, так как незадолго до его открытия пришла неожиданная весть — о переводе владыки Тихона в Россию, на Ярославскую кафедру. Открывая первое заседание, архиепископ — теперь уже Ярославский и Ростовский — Тихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как ширить миссию? Какими путями идти к самостоятельности? Где изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Но решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предстояло другому епископу. Слово владыки Тихона в неделю Торжества Православия в храме Нью-Йорка стало прощальной беседой с американской паствой и его заветом для всех православных чад Американской церкви. Как и прежде, когда он обращался к этой теме, святитель говорил о том, что смысл этого праздника не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена Соборной Церкви этому Торжеству.
«Свято сохраняя веру православную, люди должны заботиться еще и о распространении ее среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (Мф 5:15). Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир, проповедуйте Евангелие всей твари, «научите все народы“ (Мк 16:15, Мф 28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член…»
За неполных десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей, коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии, общим числом около полмиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя святителя Николая. Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви.
Спустя восемьдесят с небольшим лет со времени отъезда святителя Тихона из Америки в 1989 году Американская Церковь прославила своего архипастыря как Просветителя Северной Америки.
Использованы материалы сайтов http://www.patriarchia.ru; http://www.pravoslavie.ru, а также «Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона» из книги «Жизнеописания достопамятных людей земли Русской», М., 1992.