«Отцы ломали, нам – восстанавливать»

26 мая 2015
По итогам работы выставки «Не должно вам быть. Non licet vos esse» в Северодвинске прошел круглый стол «Какие ценности необходимо сохранять и передавать сегодня?»
Церковная утварь, использовавшаяся на тайных богослужениях в Кемском и Соловецком лагерях
Церковная утварь, использовавшаяся на тайных богослужениях в Кемском и Соловецком лагерях

В Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя г. Северодвинска состоялось закрытие выставки «Не должно вам быть. Non licet vos esse», организованной Культурно-просветительскими фондами «Преображение» (г. Москва) и «Сретение» (г. Архангельск) при поддержке архангельских малых православных братств во имя архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. До Северодвинска экспозиция успела побывать в Храме Христа Спасителя, Александро-Невской лавре, Волгограде, Воронеже, Туле, Архангельске. Региональная часть выставки повествует о судьбе Николо-Корельского монастыря.

По итогам работы выставки 17 мая прошел круглый стол «Какие ценности необходимо сохранять и передавать сегодня?». В обсуждении участвовали известные архангельские и северодвинские историки и краеведы. Они размышляли о судьбе храмов Севера, о роли человека в восстановлении памяти.

Слева направо: Ольга Тушина, Наталья Голубева, Сергей Шаляпин, Дмитрий Иванов, Эльвира Петрова, Галина Шаверина, Сергей Машьянов
Слева направо: Ольга Тушина, Наталья Голубева, Сергей Шаляпин, Дмитрий Иванов, Эльвира Петрова, Галина Шаверина, Сергей Машьянов

Сергей Шаляпин, к.ист.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического института Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ) сказал:

– Мне очень приятно, что я приглашен на эту выставку. Удивлен тем большим материалом, что здесь собран, есть наш региональный аспект, который мы обычно освещаем вскользь. Я впервые увидел, что эта тема поднята достаточно развернуто.

Дмитрий Иванов, краевед, исследователь истории церкви, коллекционер (часть экспонатов из его частной коллекции была представлена на выставке) рассказал, что в драмтеатре Северодвинска до сих пор висит комплект костюмов Деда Мороза и Снегурочки, пошитые из церковной парчи, изъятой в Николо-Корельском монастыре:

– Изъятие церковных ценностей происходило и после 1920-х годов. По действующим храмам Архангельска ездили московские музейщики, а по их следам и архангельские, и изымали иконы. Из Матигорского прихода за один приезд они вывезли 420 икон. Но я никогда не брошу камень в этих людей, потому что то, что оставалось в храмах после них, на две трети утрачено и потеряно, ввиду сокращения количества верующих, некачественной реставрации.

Дмитрий Иванов рассказывает об экспонатах выставки
Дмитрий Иванов рассказывает об экспонатах выставки

Дмитрий Викторович поделился историей, когда в Вельском районе один человек пришел со знакомым предпринимателем в храм родного села и показал: «Смотри, я в детстве здесь нацарапал надпись». И знакомый ответил: «Ты разрушал, тебе и восстанавливать». И они стали восстанавливать эту церковь. К ним присоединились их одноклассники.

– Давайте не будем искать крайних и надеяться на чью-то помощь. Это, по-моему, главная тема всего того, что представлено на выставке. Отцы ломали, нам – восстанавливать! – заключил Дмитрий Иванов.

По его мнению, выставка – замечательный образец негосударственного, простого частного партнерства, когда люди собрались вместе, такие проекты надо сохранять и приумножать, и каждая вещь из коллекции на выставке – «маленькое чудо».

Наталья Голубева, представитель культурно-просветительского фонда «Сретение»  рассказала о культурно-просветительских программах, которые уже существуют девять лет и проходят на разных площадках. По ее словам, для организаторов программ таким источником вдохновения стали встречи с замечательными людьми современности: Никитой Струве, Еленой Камбуровой, Дмитрием Поспеловским, Жоржем Нива, Ольгой Седаковой, Сергеем Юрским. Этих людей можно определить словами Натальи Дмитриевны Солженицыной, которая говорила, что это те люди, чья жизнь и работа в гнетущие десятилетия обеспечивала, ткала непрерывность культурного самосознания России. Встречи устраивались архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова, архангельскими малыми православными братствами во имя архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила и Свято-Сретенским приходом с. Заостровье по приглашению его настоятеля о. Иоанна Привалова. Одна из таких встреч с Еленой Цезаревной Чуковской состоялась в марте 2005 года. Она открыла нам имя замечательной писательницы Лидии Корнеевны Чуковской, ее отношение к слову, традиции, к памяти. Поразили ее слова: «Надо бередить память, а вместе с ней совесть и мысль. Память о прошлом – надежный ключ к настоящему».

Наталья Голубева
Наталья Голубева

Своими размышлениями поделились Эльвира Петрова, заведующая библиотекой «Мир знаний», ведущая большую просветительскую работу среди своих посетителей, и Галина Шаверина, председатель Северодвинского отделения регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть».

Ольга Тушина, представитель культурно-просветительского фонда «Сретение», координатор выставки «Не должно вам быть» в Северодвинске, рассказала о выставке «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке». Выставка, побывавшая в двадцати населенных пунктах Архангельской области, рассказывает о судьбах пострадавших за веру и новомучениках и исповедниках Русского Севера. Эти примеры настоящего подвига особенно важны для школьников и молодежи. Когда видишь, как в ходе экскурсии меняются их лица, и они уходят отсюда уже другими, понимаешь, что ты не зря ехал за сотни километров.

Итоги разговора подвел Сергей Машьянов, президент культурно-просветительского фонда «Сретение»:

– Фонд «Сретение» образовался для того, чтобы с помощью таких выставок поднимать острые вопросы, которые сейчас перед людьми стоят. Хотя выставка касается конкретного исторического периода, она поднимает вопросы внутреннего изменения человека. Как не допустить повторения трагических событий XX века? Это вопрос обращен к каждому человеку лично, а не к правительству или церковным властям. Что я сделал для того, чтобы в будущем этого не повторилось? Наш фонд напрямую связан с малыми православными братствами, которые оказывают добровольную помощь в таких выставках. Это и есть пример метанойи – покаяния, когда человек добровольно делает хотя бы маленький вклад в развитие дела.

Справка
Николо-Корельский монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием. В источниках монастырь впервые упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами.

Николо-Корельский монастырь был национализирован в 1920 году. В этом же году его посетила экспедиция под руководством академика, искусствоведа И.Э. Грабаря, который писал, что одного этого монастыря достаточно, чтобы сделать приличный музей иконописи. С конца 1920 по 1923 гг. в обители находилась колония дефективных детей, деятельность которой привела к тому, что помещения были разгромлены и разграблены, уничтожены иконы и росписи по житию св. Николая Чудотоврца, осквернен алтарь — разрушен и переделан под сцену, монастырская ограда с трех сторон распилена на дрова и сожжена. В 1926-1933 гг. в монастыре располагалась сельскохозяйственная коммуна «Искра», использовавшая его помещения под свои нужды: например, в подклетских помещениях Никольского собора держали скот. В сентябре 1926 года со звонницы Николо-Корельского монастыря были сняты восемь колоколов, которые по распоряжению губернских ведомостей были сданы в Комцветфонд. Один из этих колоколов был отлит еще при царе Иване Васильевиче, по преданию, из опального вечевого новгородского колокола и подарен обители царем Федором Алексеевичем «на вечное поминовение родителей».

25 января 1930 г. «Правда Севера» опубликовала заметку «Кирпич церковных руин — на новую стройку», в которой за подписью 53-х сотрудников Экспортлеса предлагалось разобрать Николо-Корельский, Михайло-Архангельский, Холмогорский монастыри и Спасо-Преображенский собор в Соломбале. Полученный кирпич хотели направить на строительство новых лесозаводов. Николо-Корельский монастырь избежал участи многих разрушенных храмов в г. Архангельске. Спасением для него явилась его удаленность и внезапный приезд в 1932 г. Беломорско-Онежской экспедиции под руководством одного из авторитетнейших историков архитектуры московского архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Он сумел перевезти часть монастырской стены с надвратной башней и проездными воротами в создаваемый им музей-заповедник древнего русского зодчества в Коломенском.

Татьяна Пархомович
Фото Александра Копеина, Ольги Тушиной
загрузить еще