От Рождества к Рождеству: 1917-2017

12 января 2017
7 января в доме Александрова прошел ежегодный Рождественский вечер, организованный тверскими Боголюбским, Мариинским и Спасским малыми православными братствами

«….рождественская ночь, проходит как образ всей человеческой истории»
отец Павел Адельгейм

В этот раз сам год настраивал организаторов вечера на размышление о прошедшем столетии. В этот вечер мы погрузились в судьбы людей ушедшего столетия, вспоминали, что они чувствовали и проживали в ночь Рождества. 

Вечер начался с погружения в десятилетие с 1900-го по 1910-й годы. Гости смогли заглянуть в традицию празднования Рождества Христова в дореволюционной России. Вспоминали, что в Рождественское богослужение было не так просто попасть в церковь на богослужение: в городах из-за переполненности церквей и в домовых храмах вводили специальные билеты на праздничное богослужение. Конечно, устраивали благотворительные елки, елочные базары, веселые народные гулянья, светские выезды с Рождественскими поздравлениями. Были забавные и странные на сегодняшний день традиции: разжигали стога, чтобы согреть умерших предков. Женщину в Рождественскую ночь первой не пускали в дом, чтобы не болела женская половина семьи весь год. Подвязывали ножки стола, чтобы скотина не убегала из стада.

Жизнь, казалось бы, текла своим чередом, здесь и Праздник, и людская суета, все двигается в привычном русле, как и в наши дни. Но приходит следующее десятилетие и уносит все, как буйный ветер:

«…Все мысли веков, все мечты, все миры.
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи..
...Все яблоки, все золотые шары.»

Борис Пастернак, «Рождественская звезда».

Из воспоминаний генерала Будберга, 24 декабря 1917 года: «Сильный мороз и снежная метель; ко мне заходили солдаты, приехавшие с фронта, поздравить с наступающим праздником (как будто бы может быть какой-нибудь праздник при теперешней обстановке), рассказали, что на фронте совсем тихо, в ротах остались только те, кому идти некуда или не охота возвращаться домой — человек по 20-25 в роте; это сразу облегчило продовольственный вопрос, и едят сейчас на фронте обильно и хорошо».

25 декабря 1917 года: «Печальное, небывало грустное Рождество; сидим во мраке; электричество дают вечером от 9 до 10 часов, а свечи не по карману. Праздничное довольствие выразилось в даче еще одной восьмой фунта (1/8 фунта, осьмушка = 50 грамм) хлеба».
Это уже воспоминания о 1917-м году.

Но история не стоит на месте, мы двинулись дальше и вечер закрутился как кинолента от десятилетия к десятилетию. Ведущие зачитали воспоминаниям писателя Бориса Ширяева, который встречал Рождество в невыносимых условиях в лагере на Соловках. Он пишет о разных людях, которые оказались в этом страшном месте. Они решаются на, казалось бы, совершенно невероятное дело – встретить Рождество Христово и отслужить праздничное богослужение! И это им удается: мир отступает, а радость, надежда и вдохновение входят в маленькую и холодную камеру, где ютятся шесть узников.

Далее, перелистывая страничку за страничкой, мы попали в 1940-е ­– время войны и лагерей. Посмотрели отрывок из кинокартины «Поп», увидели вертеп, который сделали в Рождество 1944 года из подручных предметов, заключенные немецкого лагеря Витцендорф. Сегодня вертеп хранится в базилике св. Амвросия Медиоланского в Милане. В этом вертепе нет фигурки вола, ее оставили в концентрационном лагере после войны, как символ тех, кто встречал в ту ночь Рождество, делал этот вертеп, но не смог вернуться домой. Мы не знаем, кто были эти люди, но точно знаем, что только надежда и вера на явление Бога в этот мир давала им силы жить и встречать Праздник.

1950-е – время надежды на новую жизнь. Пока страна восстанавливала разрушенные войной дома, налаживала хозяйство, были те, кто восстанавливал самое главное – человека в человеке: писатели, композиторы, поэты. И ведущие остановились на романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который выходит в это десятилетие. Книга стала знаком эпохи, знаком сокрушающей все на своем пути революции. Той революции, которая никого не пощадила, уничтожила память и что-то очень важное внутри самого человека. Та эпоха не давала шанса человеку, и действие, и бездействие были губительными. И мы искали в этом произведении нотки надежды – это лирическая часть романа, стихи. Это рассказ о Вифлеемской звезде, которая восходит, несмотря ни на что каждый год над каждым из нас, в стихотворении «Рождественская звезда». Западные исследователи связывали образы этого стихотворения с картиной Брейгеля старшего «Поклонение волхвов в снегопаде». На картине изображена людская суета, все ее герои погружены в свои повседневные заботы, и не замечают произошедшего чуда – Рождения Христа, которое почти незаметно изображено в нижнем углу картины. 

Мы двигаемся дальше, и в 1960-х, конечно, вспомнили о покорении космоса. Ведущие зачитали размышление русских космонавтов об истории России и о вере: Алексей Леонов: «Меня, если честно, больше волнует сохранение жизни на Земле. Я много размышлял над тем, что произошло у нас после революции. Что случилось с людьми? Почему их обуяла стихия разрушения? Вспомним, как жгли иконы, которым было по сто, двести лет. Как разрушили храм Христа Спасителя, тысячи других святынь. Почему это произошло в православной стране? И как не допустить этого в будущем?»

Герой Советского Союза и Герой России, руководитель ЦПК Сергей Крикалев: «Вера - личное дело каждого. Когда в космос летишь, то даже если не видишь Бога, то увидишь следы его деятельности».

Затем мы перешили к 1970-м, и замечательная Тверская исполнительница Татьяна Левина исполнила свою песню и погрузила нас во времена авторской бардовской песни. 

В 1980-х сразу на ум приходит Иосиф Бродский с его Рождественским циклом. И ведущий Андрей Васенев вместе с Ольгой Артемовой исполнили «Рождественский романс» на слова Бродского.

А художник Наталья Балалаева с видеооператором Павлом Фрейчко сняли сюжет-подарок для наших гостей. Наталья рисовала под музыку и стихотворение Бродского «В Рождество все немного волхвы». Она поделилась, что в ее атеистическое детство Рождество не отмечали и это стихотворение невероятно точно передает дух времени, когда каждый был занят чем-то своим:

«Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы».

Так прошло ее детство, молодость и только став уже в зрелые годы верующим человеком Рождество Христово проникло в ее сердце.

И вот мы попали в лихие 1990-е, время очередных надеж, ощущение «свободы», переоценка ценностей, множества вопросов. И ведущие предложили всем гостям вечера сыграть в «Что? Где? Когда?», в этом им помог ведущий этой игры в городе Твери Виктор Гольденберг.

В 2000-е Елена Шевчук исполнила танец на песню «Бог Ты, наверное, красив» автора Юлии Авструб.

И вечер завершился финальной песней Татьяны Левиной «Солнце Правды». Песня напомнила Рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом познания. Ибо тогда звездам служащие (волхвы) звездою были научены: поклоняться Тебе Солнцу Правды и восхвалять Тебя – Зарю свыше». «Свет Рождества – это его центральная тема. В грядущий год, который сулит быть очень важным и очень интересным – год столетия революции, нам всем очень важно не терять света этого солнца Правды», – такими словами завершили вечер ведущие.

Ирина Лебедева

Фото Сергея Добрынина 

загрузить еще