Святитель Иннокентий (в миру – Вениаминов Иван Евсеевич) (1797–1879) – один из выдающихся миссионеров Русской церкви, просветитель народов Алеутских островов и других северных и восточных земель Российской империи. Став митрополитом Московским, он стремился к восстановлению соборного начала в церкви, и к тому, чтобы члены Синода прежде всего занимались подготовкой достойных, знающих традицию священнослужителей. Много внимания он уделял устройству благотворительности в вверенных ему епархиях. Также владыка известен своими научными исследованиями в области географии, этнографии и лингвистики.
Родился будущий святитель в семье пономаря церкви села Анга Иркутской губернии Евсевия Попова. В 9-летнем возрасте Иван переехал в Иркутск и был определён в духовную семинарию. В 1814 году новый ректор семинарии решил переменить фамилии ученикам, и в их числе Иван вместо распространённой фамилии «Попов» стал Вениаминовым в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). Отучившись в семинарии, в 1821 году Иван был рукоположен в иерея Благовещенской церкви города Иркутск. В 1823 году он единственный из всего духовенства города принял приглашение перебраться на Алеутские острова для миссионерского служения.
В деле миссии отец Иоанн Вениаминов избегал всякого насилия, уважая при этом самобытность народа, к которому он обращал свою проповедь: «надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485). Проповедуя Христа и Евангелие северным народам, он освоил язык алеутов, создал алфавит, грамматику и написал первый учебник алеутского языка, а впоследствии перевёл на него Евангелие от Матфея, некоторые церковные песнопения и тексты христианских авторов. Его главный катехизаторский труд – «Указание пути в Царство Небесное» – был изначально написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами. Плодом миссии отца Иоанна стало то, что алеуты отказывались от убийства престарелых родителей, многожёнства и беспорядочных половых связей, старались жить по новым нравственным правилам.
В 1834 году отец Иоанн был переведён на остров Баранова в порт Новоархангельск – административный центр Русской Америки. Здесь он занимался географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, проповедовал у колошей (тлинкитов). На острове он показал себя выдающимся организатором – открыл там несколько духовных училищ, сиротский дом, больницу. Во время эпидемии оспы занимался просвещением местного населения, призывая их ставить прививки.
30 апреля 1840 года Святейший Синод благодаря усилиям отца Иоанна Вениаминова вынес определение об образовании постоянной миссии в Северной Америке, в связи с чем он написал «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру». Протоиерей Иоанн требовал в «Наставлении» от миссионеров твёрдой веры, а также смирения и кротости в беседах и проповедях, дружелюбного отношения к тем, кто не желают принять Крещение. «Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твёрдо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере, в рассуждении некоторых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частию по местным обстоятельствам, частию в ожидании утверждения их в вере и в жизни» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 171).
Овдовев, протоиерей Иоанн Вениаминов в 1840 году под влиянием митрополита Филарета (Дроздова) решает принять постриг с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря того же года в Казанском соборе Санкт-Петербурга прошла его хиротония во епископа на новообразованную Камчатскую, Курильскую и Алеутскую кафедру. Владыка Иннокентий лично объезжал свою епархию, отмечая духовно-нравственное состояние паствы, усвоение ею христианской проповеди.
В разработанных святителем Иннокентием совместно с генералом-губернатором Восточной Сибири графом Николаем Муравьёвым-Амурским «Правилах об обеспечении духовенства в Амурской и Приморской областях» предлагались серьёзные преобразования в строе церковноприходской жизни региона, вводились новые самоуправляющиеся организации – всесословные церковные советы, в задачи которых входили удовлетворение всех нужд церквей и причта. К сожалению, к серьёзным переменам приходской жизни внедрение «Правил» не привело.
Также владыка Иннокентий поддерживал политику Александра II, в том числе отмену крепостного права, и призывал уменьшить влияние светской бюрократии на дела церковного управления, укрепить авторитет архиереев и усилить их власть.
4 апреля 1865 года архиепископ Иннокентий был назначен членом Синода, а после кончины митрополита Филарета (Дроздова) 5 января 1868 года – митрополитом Московским и Коломенским. На Московской кафедре владыка вёл себя очень активно, пытался восстановить соборное устройство Русской церкви. Его викарий – епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) писал, что «владыка очень скорбно говорил о том, что церковь не имеет самостоятельности, что у членов Синода подвязаны крылья и что нет никакого попечения о её делах» (Свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, и его наследие. 2000. С. 4). Идеи возрождения соборности в Русской церкви святителя Иннокентия, к сожалению, не получили поддержки Александра II. Соборной реформе посвящены следующие его труды: «О порядке избрания и испытания лиц, назначаемых на епископскую кафедру», «О разделении епархий на округи», «О порядке избрания и испытания лиц на священнические места». В 1869 году он пытался ввести общежительную традицию во всех монастырях России, но не был поддержан членами Синода, которые ограничились рекомендацией переводить обители на общежительный устав. Особое внимание митрополит Иннокентий уделял просветительскому и благотворительному служения – при нём был открыт ряд учебных заведений, богаделен и больниц на московской земле.
Не оставил святитель Иннокентий в этот период и главного своего призвания: 25 января 1870 года его стараниями было открыто Православное миссионерское общество (ПМО) с центром в Москве и под председательством самого владыки. ПМО включало в себя целую сеть комитетов в более чем половине епархий, включая Японскую духовную миссию.
Помимо церковнослужителей, святитель Иннокентий общался с рядом выдающихся светских людей его времени – представителями родов Шереметевых, Свербеевых, Чаадаевых, Аксаковых, с благотворительницей Т. Б. Потёмкиной, А. С. Хомяковым, И. А. Гончаровым, П. А. Кропоткиным, С. М. Соловьёвым, М. П. Погодиным и другими.
31 марта 1879 года в Москве владыка Иннокентий отошёл ко Господу, и был погребён рядом с могилой святителя Филарета (Дроздова) в церкви во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. Он завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (ср.: Пс 36:23), и близко знавший его епископ Амвросий (Ключарёв) исполнил пожелание своего старшего друга. 6 октября 1977 года определением Священного Синода РПЦ святитель Иннокентий (Вениаминов) был причислен к лику святых.
Источники:
2. Курляндский И. А. Иннокентий // Православная энциклопедия. Т. 22, С. 707–716.
3. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский.