Они боролись за то, чтобы Бог не ушел из сердец людских

21 апреля 2017
Ровно один век прошел со дней революции 1917 года. Но до сих пор события той эпохи не забыты.
Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

Светлые образы новомучеников Российских приходят к нам из глубин истории и научают нас тому, что вера, надежда и любовь никогда не покидают страждущий народ, и в годы потрясений, и в годы мира и спокойствия. В 2017 году Русская Православная Церковь, вспоминая столетия с начала эпохи гонений, вновь и вновь прославляет подвиг новомучеников Российских. 

Этой проблематике посвящено интервью Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского, «Православному Осколью». 

– Сто лет прошло со дней революции в России. Но накал страстей продолжает оставаться высоким. Почему мы за целый век не смогли изжить все те негативные эмоции, которые заложил 1917 год? 

– Нам всем необходимо примириться в памяти. Мы встаем на очень скользкий путь, когда начинаем спустя сто лет искать виноватых в том, что произошло, назначая порой этих виноватых в зависимости от сегодняшних политических пристрастий. Остается незыблемым одно: Русская Православная Церковь благодаря позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, который был избран в самое пекло революционных событий, не благословила никого участвовать в братоубийственной войне. Это было связано с тем, что всякое разделение, всякое пролитие крови по любым причинам есть отнятие священного дара жизни. Как известно, первая братоубийственная война, если так можно выразиться, произошла, когда Каин убил Авеля только за то, что он посчитал, что Бог относится к Авелю лучше, чем к нему. Эта ревность, ненависть привела к тому, что он убил своего брата. И здесь эти же мотивы сохраняются. Нам можно найти сегодня много различных исторических фактов, которые, казалось бы, складываются в систему, и можно ответить на вопрос, почему произошла февральская, а затем октябрьская смута. Прежде всего это была разруха в умах. И эта разруха коснулась всех. Вы почитайте воспоминания архиереев, которые участвовали в революционных митингах после февраля 1917 года. Они жаждали перемен. Это не было противлением царю. Это было желание, чтобы Церковь обрела самостоятельность. И Церковь в этот период обретает самостоятельность, патриаршество, создает высшие церковные органы. Но после этих событий, особенно после октябрьского переворота, начинается разрушение основ семьи. Было объявлено о том, что можно свободно разводиться, свободно заключать браки, кто с кем хочет. Появляются беспризорные дети из-за того, что расторгаются браки. А раньше это считалось грехом, и общество противилось этому. Когда разрушается семья, разрушаются семейные отношения, то брат восстает на брата, отец на детей, дети на родителей и т.д. Поэтому мы должны сказать честно, что это была русская смута, которая совершилась в умах. Конечно, были мощные внешние факторы, но то, что происходило в дальнейшем, когда православные люди совершенно спокойно смотрели или принимали участие в разрушении храмов, расстреле священников, это говорит о том, что смута была такой беспощадной и такой губительной для нашей страны, что она до сих пор, спустя сто лет, отражается в сознании многих людей. И нам сегодня надо примириться в памяти. 

– Как вы оцениваете подвиг новомучеников российских, и чему он может научить современных православных христиан? 

– Новомученики не выступали как некая политическая сила. Они молились о прекращении братоубийственной войны. Они всячески пытались остановить насилие, предупреждая о том, что будут преданы анафеме – церковному отлучению – все те, кто будет насильственными действиями выступать и утверждать свою власть. Первые новомученик протоиерей Иоанн Кочуров служил молебен о прекращении братоубийственной брани и был расстрелян в Екатерининском соборе в Царском Селе. В действиях новомучеников не было никакой политики. Они боролись за то, чтобы Бог не ушел из сердец людей. Вся вина святителя Никодима, который был расстрелян в декабре 1918 года, заключалась в том, что он на Рождество Христово (по старому стилю 25 декабря 1918 г.) проповедовал и произносил слова «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Он рассказывал, как нужно этот мир установить, как нужно сделать так, чтобы в сердцах было благоволение. Его обвинили в контрреволюции, тайно расстреляли во дворе Белгородской тюрьмы, объявив всем, что увезли его в Харьков. Но Бог поругаем не бывает. При строительстве здания митрополии мы обрели святые мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского. И это тоже было знаком того, чтобы мы прежде всего исполняли свою миссию примирения, миссию защиты священного дара жизни. Нам сегодня важно подвиг новомучеников всячески раскрывать и популяризировать, чтобы было правильное понимание места Церкви в этих событиях, чтобы ни у кого не было соблазна осуждать, а не примирять. И священнослужители должны с полной ответственностью к этому относиться, продолжая дело новомучеников российских. Важно помнить, что все мы завершим свой земной путь. И наша цель как христиан – это небесное Отечество. И важно уже здесь, на земле, жить по законам этого небесного Отечества. 

– Вы сказали о священномученике Никодиме, а для старооскольцев, наверное, очень близок священномученик Онуфрий, первый Старооскольский епископ. Что из его архипастырского опыта и духовного подвига вы для себя считаете важным? 

– Для меня священномученик архиепископ Онуфрий очень близок. Достаточно сказать, что свое первое богослужение, как уже правящего епископа Белгородского и Старооскольского, я совершил 2 августа 1995 года в Ильинском храме. И прихожане в благословление на мое служение преподнесли мне икону святого преподобного Онуфрия Великого, которая принадлежала новомученику архиепископу Онуфрию. Ведь преподобный Онуфрий был его небесным покровителем. И я в этом увидел благословление небесное и покровительство новомученика архиепископа Онуфрия. Мне кажется, для старооскольцев такой небесный покровитель является прежде всего напоминанием о том, что никакие земные цели не стоят священного дара человеческой жизни, и никакие наши земные ценности не могут превосходить ценности небесные. Архиепископ Онуфрий все время проповедовал, что мы прежде всего граждане небесного Отечества, и призывал мужественно стоять за веру. Он был продолжателем того благословенного начала, которое было положено Святейшим Патриархом Тихоном, исповедником, когда он еще в марте 1918 года выступил с очень важным для всех нас посланием, когда сказал о том, что мы должны усилить свои молитвы, чтобы прекратилась братоубийственная война. Когда новые гонения обрушились на Церковь, то продолжателем этой линии Святейшего Патриарха Тихона стал архиепископ Онуфрий. 

– Владыка, прошу Вас назвать хотя бы несколько мероприятий, которые будут посвящены увековечиванию памяти новомучеников в Белгородской митрополии. 

– Недавно прошли парламентские встречи, где в присутствии губернатора области, председателя областной Думы, членов правительства, депутатов, всех благочинных, трех архиереев нашей митрополии мы прежде всего заявили о том, что необходим диалог между властью, обществом, Церковью. И там же прозвучало предложение о том, чтобы всячески способствовать увековечиванию памяти новомучеников. Это касается создания мемориала новомученикам Белгородским. Мы планируем, что этот мемориал будет открыт на месте Белгородской тюрьмы. Сейчас это здание сносится, но мы уже собрали и кирпичи, и решетки для того, чтобы в дальнейшем создать такой памятный мемориал. Кроме этого, в духовно-просветительском центре Белгорода имени святителя Иоасафа, епископа Белгородского, готовится экспозиция, посвященная новомученикам. В ближайшее время мы ее представим, возможно, к 1 июня – это день новомучеников Белгородских. Я надеюсь, что будет достигнуто единство наших приходов в том, чтобы провести в каждом благочинии специальный цикл лекций, особенно для школьников и студентов, где бы раскрывалась вся значимость подвига новомучеников. Конечно же, обязательно пройдут богослужения. И важно, чтобы мы сегодня еще раз постарались всем напомнить, что страшнее русской Смуты ничего не бывает. Она беспощадна, потому что это война всех против всех. И героев в Гражданской войне не бывает, как и победителей. Нужно всегда помнить об этом и способствовать примирению в памяти. А подвиг новомучеников изучать и учиться тому, как они в труднейшие времена, когда человеческая жизнь ничего не стоила, оставались верными Христу и совершали свой мученический подвиг. 

С митрополитом Иоанном беседовала Светлана Воронцова

Информационный митрополичий центр "Православное Осколье"

beleparh.ru

загрузить еще