Ольга Седакова: сохранить надежду труднее, чем любовь и веру

«Надежда – самая трудная из трёх добродетелей, потому что весь мир как бы против неё»

Отсутствие надежды стало знаком современности, а ее обретение сравнимо с подвигом, поделилась с участниками проходящего в Москве двухдневного православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду» поэт и переводчик Ольга Седакова.

«Все чувствуют, что рухнула какая-то огромная историческая надежда, которую по-разному называют, одно из её названий – это прогресс. Сама идея проекта человеческого общества, которое твердым шагом идет к лучшему будущему, формировалась в эпоху Просвещения, и теперь все понимают, что этот проект кончился», – отметила она в приветствии участникам форума.

«У нас, может быть, об этом говорят меньше, в Европе – гораздо больше», – добавила поэт.

Она подчеркнула, что надежда – «самая трудная из трёх добродетелей, потому что весь мир как бы против неё... и сохранять эту надежду есть в каком-то смысле подвиг, мужество».

Отвечая на вопрос, на что сегодня можно надеяться, Седакова призналась, что «после опыта всех утопий, всех страшных перипетий XX века» она бы не решилась предлагать общую надежду. «Мне кажется, – добавила она, – что остается исключительно личный выбор». По мнению Седаковой, люди мало ищут надежду в своих делах, в собственном призвании и быстро соглашаются, что настоящее время – это время «после всего», тогда как у современного человека есть новые возможности. «Многие горюют о том, что рухнули устои, какие-то скрепы, – сказала поэт. – Вещи, которые были традиционными, во многом навязанными отдельному человеку, больше над ним не висят. Это свобода пугающая, потому что можно оказаться вообще пустым и без всего. Но, может быть, другая новизна и другая глубина находится именно в том, что с тебя снят гнет всего, что можно-нельзя, что хорошо-плохо». По мнению Ольги Седаковой, человека в таком состоянии можно сравнить с «первым человеком перед пустыми небесами».

Она призвала также искать смыл во всем. «Если в тот момент, когда смысл для меня закрыт, отвернуться и сказать, что его нет – это и будет предать надежду, – сказала Седакова. – В самом тяжелом положении, когда кажется, что всё абсолютно несправедливо, всё направлено против тебя или против твоих понятий о добре, важно сохранить догадку, что есть в этом какой-то смысл, какой-то замысел, который рано или поздно ты откроешь».

Христиане – это те, кто «не закрывают глаза на несовершенство мира, но и не впадают в уныние, видят свет надежды там, где его не видят другие», сказал в свою очередь, выступая на фестивале, председатель Преображенского содружества малых братств Дмитрий Гасак.

«В жизни Европы, России, мира совершилось в последнее время немало драматических событий, и мы как христиане не вправе отворачиваться от тех, кто страдает от внешней агрессии или внутреннего разлада. Мы оказываемся свидетелями того, как силы разделения действуют и среди христиан, проникают в Православную церковь», – подчеркнул он.

Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак

В этой связи «ответственность за жизнь церкви и за жизнь мира должна быть в первую очередь духовной, обращенной внутрь жизни», добавила доцент Свято-Филаретовского института и РГПУ им. Герцена Юлия Балакшина. «Мы верим, что ситуация в обществе исправляется не политическими средствами, а живым и действенным свидетельством о вере, надежде и любви. Может быть, именно в надежде современный мир и нуждается особенно. В надежде не на светлое будущее, а на Свет, который светит во тьме и побеждает тьму», – подчеркнула она.

Юлия Балакшина
Юлия Балакшина

В рамках фестиваля прошел круглый стол «В поисках положительных потенциалов», участники которого размышляли о том, какой должна быть евангельская надежда, на что мы можем, а на что не можем надеяться сегодня. К участию в нем были приглашены представители церкви и общества, люди, надежда которых воплощается в живом слове, в созидательном действии, в конкретных общественных, образовательных, культурных, благотворительных проектах.

В числе событий, ориентированных на поиск внутренних сил, интеллектуального и духовного потенциала церкви и общества, участники встречи назвали в частности акции «Возвращение имен», «Молитва памяти», «Последний адрес», посвященные памяти жертв советских репрессий.

Второй православный фестиваль «Преображенские встречи. Имеющие надежду» прошёл в выходные в Москве. В рамках форума более двух тысяч участников на 13 фестивальных площадках обсудили актуальные вопросы церковной жизни России, в том числе образования, христианского единства, диалога церкви и общества, богослужения, освещения церковной жизни в СМИ, а также христианского воспитания и воцерковления молодежи.

В фестивале принимали участие церковные и общественные деятели, историки, журналисты и писатели, представители христианских движений из России, Италии, Франции, Швейцарии, Румынии и других стран.

В воскресенье в рамках фестиваля по благословению патриарха прошла Божественная Литургия в храме Христа Спасителя.

Организатором фестиваля стало Преображенское содружество малых братств, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков.

Анна Ребасс, Арина Филиппова


Фото Александра Волкова, Максима Соболева

загрузить еще