Одиночество в мегаполисе как смертный грех

11 декабря 2012
В Электростали, в библиотеке Искусств в рамках «Декады милосердия» прошла конференция на тему «Человеческое одиночество и опыт его преодоления».

С проблемой одиночества сталкиваются все люди от мала до велика – дети, подростки, старики. Одиночество – это не просто отсутствие людей.

Можно быть физически в толпе, и в то же время чувствовать, что ты одинок. Часто мы не находим понимания даже в кругу своей семьи и друзей. Одиночество зачастую кажется безысходным и вводит человека в отчаяние, оно становится гнетущим, подавляющим. Но иногда, испытывая опыт одиночества, пребывая наедине с собой, человек начинает задумываться о том, кто он есть, ради чего живет, учится общаться с окружающими его людьми.

В Электростали, в библиотеке Искусств в рамках «Декады милосердия» прошла конференция на тему «Человеческое одиночество и опыт его преодоления». Конференция была организована и проведена членами Преображенского содружества малых братств совместно с Культурно-просветительским центром «Преображение». На встречу были приглашены члены общества инвалидов и все, кого не оставила равнодушным эта тема. Обсуждались вопросы, актуальные для многих: что такое одиночество в нашей жизни, какие пути выхода из этого состояния существуют, какие из них помогают нам чувствовать себя по-другому, меняться.

— Одиночество – это такое состояние человека, когда он не находит взаимопонимания, когда он не может разделить свои чувства (радость, печаль) с кем-то вокруг себя. Это своеобразная изоляция, – сказала бакалавр теологии Ольга Кузнецова. – Человек не может выйти за свои пределы. В основном, одиночество возникает, когда человек замкнут только на себе и своих проблемах. Одиночество, которое выводит в изолированную среду, может быть преодолено изменением подхода к своей жизни, переоценкой всего того, что было для человека значимо. Человек начинает видеть рядом с собой людей, которые его любят и поддерживают. Приходит понимание, что сам факт жизни, каждый новый день – чудо. Человеку самому бывает трудно осознать это, и в этом ему могут помочь окружающие.

На конференции звучали стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Бродского, Тарковского, Ахмадуллиной и других поэтов, в которых тоже прослеживается осмысление одиночества, пережитое каждым из них.

Людмила Луцук, руководитель эстетической студии «КиТ» («Культура и Ты»), выпускница Свято-Филаретовского института, представила несколько посвященных теме одиночества картин известных художников XIX-XX вв.: Сальвадора Дали, Эдварда Мунка, Марка Шагала, Михаила Врубеля и Ивана Крамского. В своем слове Людмила подчеркнула, что картины – это способ творческого осмысления одиночества в жизни.

Наиболее остро этот вопрос встал в XX веке, когда уничижение человеческой жизни было максимально обострено. Художники размышляли в своем творчестве, что такое жизнь, на чем ее строить, когда уходят твои близкие, что такое одиночество человека думающего, творящего. Закончила она свое выступление размышлением о картине Крамского « Христос в пустыне».

— На первый взгляд, может показаться, что Христос одинок, – сказала Людмила Луцук. – Но это не так. В данном случае это уединение перед выходом на служение. Мы знаем множество примеров отшельников, пустынников, но это не поиск одиночества, а осмысление и поиск воли Божьей. Важно различать, что такое уединение и одиночество. Уединение как осмысление своего внутреннего мира, размышление о глубине смысла человека, а не как полная изоляция и нежелание общения. Одиночество все-таки связано с определенной жизненной позицией человека. Даже будучи задавлен тяжелейшими жизненными обстоятельствами, человек может быть вовсе не одинок.

Ирина Кузьмина, выпускница Свято-Филаретовского института, выступила с докладом на тему «Онтологические основания одиночества с точки зрения Библии: опыт богословского осмысления». Она обратила внимание на то, что сегодняшняя тема имеет еще одно название: это слова из книги Бытия (2.18): «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному». Ирина подчеркнула, что слово «одиночество» в Библии не встречается, а с богословской точки зрения одиночество – негативное явление, так как связано с самоизоляцией, индивидуализмом и эгоизмом. Для человека быть воплощением образа Божьего означает быть уникальной свободной любящей и любимой личностью.

Биологическая ипостась человека должна претерпеть коренное переустройство не путем постепенных нравственных перемен, а путем нового рождения человека – в крещении. В крещении рождается новый человек, для которого на уровне человеческого существования открывается личностная жизнь, укорененная в Боге. Результат этого освобождения личности от поврежденной природы выражается в преодолении человеком в Церкви своего индивидуализма, самоизоляции. Церковь как собрание, община, живет в отношениях всеобщей любви и свободы, открывая в каждом человеке личность, укорененную в Боге, а значит принадлежащую не столько истории, сколько ее эсхатологическому преодолению.

Свящ. Игорь Кузьмин, клирик храма Вознесения Господня, добавил, что в одиночестве человек теряет лик. Человек есть образ Божий. Бог же не одинок, так как внутри Своей Божественной Жизни Он есть единство трех ипостасей и Он есть Любовь. Причину одиночества человека нужно искать у истоков его бытия.

— Проблема одиночества связана с грехопадением человека, – сказал отец Игорь. – Одиночество – плод первородного греха, следствие разрыва между человеком и Богом, человеком и человеком, человеком и миром. Человек онтологически одинок, это важно понять. Одиночество, прежде всего, духовная проблема. Мы видим ее проявления на физиологическом, психологическом, социальном и других уровнях жизни человека. Иногда, устав от суеты, человеку кажется, что одиночество это хорошо, и он ищет его. Но согласно Евангелию искать надо не одиночества, а Царства Небесного. Нередко одиночество эстетизируется, поэтизируется, однако сегодня мы слышали у Арсения Тарковского о «смертном грехе одиночества». С точки зрения Библии одиночество надо преодолевать. Преодоление одиночества лежит на пути становления личности человека.

Далее разговор продолжился в формате круглого стола.

— Путь выхода из одиночества – это путь любви, готовность что-то делать для других, – сказал Игорь Буров, председатель городской организации молодых инвалидов «Мы вместе». – Подобно тому, как Бог любит человека безусловной любовью, так и человек должен начать делать то же самое, то есть научиться любить каждого человека не за то, что он делает для тебя, а любить безусловно.

В ходе беседы многие рассказывали о своих переживаниях одиночества и путях его преодоления. Часто говорили о том, что для выхода из гнетущего состояния изоляции, важно не ждать, что к тебе придут, тебе помогут, тебя полюбят, а начать самому идти навстречу людям, общению. Важно начать что-то делать для других порой через «не хочу», через «не могу». Делая для другого что-то, думать не о себе, а о другом, для кого ты делаешь.

Участниками круглого стола было отмечено, что наряду с тем, что человек сам должен выходить из своей замкнутости, важно понимать, что иногда ему надо и в этом помогать (спросить что-то, вывести его на разговор, попросить сделать для других то, что ему по силам). Важные слова были сказаны о пожилых людях и инвалидах, которых слишком опекают близкие люди и делают за них буквально все. Человеку важно чувствовать, что он нужен и может что-то сделать для других. Благодаря жертвенности человек преодолевает собственное эго («выходит из себя» в хорошем смысле), не замыкается на себе.

В завершение Игорь Буров поблагодарил за встречу и отметил, что такие мероприятия необходимы. Он пожелал увеличения аудитории на подобных обсуждениях тем, которые волнуют людей.

Ольга Карленкова
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще