20 июля - день памяти святых: прпмц. Марии (Скобцовой), сщмч. Дмитрия Клепинина, прав. Алексия Медведкова, мч. Георгия (Юрия) Скобцова, мч. Ильи Фондаминского
Евангельское слово о том, что нет чести пророку в своем отечестве, в первую очередь мы относим ко Христу, во вторую – к пророкам и святым, которые Ему подражали. Мать Мария (Скобцова) и ее сподвижники – один из подобных примеров.
Интересно, что те, для кого вся жизнь, все чаяния и устремления были направлены на возрождение церкви в России, о ком написаны сотни книг во всем мире, не принимаются на родине. Восемь лет назад по неоднократным ходатайствам архиереев архиепископии православных русских церквей в Западной Европе мать Мария и ее сподвижники были прославлены в лике святых Вселенским патриархатом. Канонически это оправдано – последние десятилетия жизни все они провели в эмиграции. Ходатайство об их прославлении было подано также и в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской православной церкви Московского Патриархата одним из самых почитаемых православных епископов нашего времени – митрополитом Сурожским Антонием. Он свидетельствует о том, что в действенности их почитания, как примера, убедился на опыте.
Действительно, канонизируют того или иного святого в первую очередь для примера. Святой – тот, кому можно и должно подражать по слову апостола («Подражайте мне, как я Христу», 1Кор.4:16). В истории церкви многие канонизации были лишь утверждением уже существующей практики народного почитания. Так и в нашем случае. Мать Мария была и будет любима и почитаема во всем мире, несмотря ни на какие официальные документы. Но для нас, христиан в России, членов Русской православной церкви, должно быть по меньшей мере досадно, что великая святая ХХ века, русская святая, носит имя Марии Парижской. Это как нельзя лучше свидетельствует о действенности евангельского слова в жизни пророка.
Основным аргументом для митрополита Антония является мысль, что прославление монахини Марии, ее сына иподиакона Юрия и священника Дмитрия Клепинина имело бы для христиан «особое значение». В чем же это «особое значение»? Мать Мария и ее сподвижники (здесь также следует назвать мученика Илью Фондаминского) являют, по слову агиолога Г.П. Федотова, тот специфический русский «кенотический» религиозный тип, который мы наблюдаем с первых дней русского христианства. Он заключается не только «в социальном унижении, основанном на любви, и в вольной жертвенной смерти», – это не стало бы помехой для их канонизации. Их кенотическая святость свидетельствует нам также о новом откровении о Церкви, как малой общины, друзей во Христе, которые открыты всему миру: неверующим, иудеям, бомжам - кому угодно. Это умаление призывает нас, с одной стороны, к трезвому и ясному видению всех современных церковных проблем, с другой – к свободному напряженному «трудничеству» не для себя. Святых такого типа трудно принять, потому что они будят совесть и все время задают вопрос: можем ли мы сказать, что мы Церковь Христова?
Но жизнь христианская и почитание святых идет своим чередом. Интересный факт: в Тверской губернии, священноначалие которой трудно заподозрить в особом почтении к матери Марии, один из районных храмов неожиданно заказывает икону местных святых, и в нее вписана мать Мария. Причина почти банальна – с первым мужем они дважды проводили лето на тверской земле. Такое дерзновение, если не сказать больше, и радует, и удивляет. Удивляет то, что мать Мария попала именно в бежецкие святые, а радует то, что Бежецк все-таки не во Франции, а в России, в которую, будучи в фашистском концлагере, так мечтала вернуться мать Мария, чтобы пройти по ней в сандалиях благовествования.