«Образование нужно, чтобы понимать друг друга и решать духовные вопросы»

31 января 2018
27 января в воронежском Доме актера состоялась первая студенческая конференция «Свет Христов просвещает всех», организованная воронежскими малыми православными братствами во имя свт. Тихона Задонского и прп. Силуана Афонского

Ведущей встречи стала студентка Свято-Филаретовского института Наталья Овчарова. В своем вступительном слове она рассказала о происхождении слова «конференция». Оно означает с латинского – приносить, собирать в одно место. Наталья выразила надежду, что эта конференция станет принесением и собиранием плодов духовного образования.

«Этот день мы долго ждали, – такими словами поприветствовала гостей и участников встречи Инна Ткаченко, председатель братства во имя прп. Силуана Афонского и один из докладчиков. – Дары даются, чтобы человек ими делился. А возможность получать духовное образование – это настоящее чудо нашей жизни. Оно помогает всерьез выпрямляться и обретать человеческое достоинство. После всех катастроф, произошедших с нашей страной в ХХ веке, для того, чтобы человек возрождался, важно быть умными, грамотными, просвещенными людьми. Это дело не только профессоров и богословов. Этот Свет дан каждому человеку. Важно его преумножать и делиться им, поэтому для нас большая радость поделиться сегодня плодами нашего духовного образования, чтобы это касалось каждого человека, чтобы этот Свет Христов просвещал всех».

Открыла конференцию видеозапись короткого слова ректора Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова: «Образование нужно, чтобы понимать друг друга и чтобы решать духовные вопросы. Образование должно вдохновлять и призывать людей к общению. Но целостное образование возможно только внутри духовной жизни. Благородная цель образования – это возможность увидеть себя более трезвенно. Принцип качественного образования: последовательность и целостность. Это то, чем страдает образование в современном мире – как правило, не хватает либо одного, либо другого. Это два главных вызова системе образования. Есть знание, связанное с количеством информации, а есть познание – способность войти в глубину опыта, который стоит за этим знанием. Задача образования – и в том, и в другом».

После этого прозвучали доклады участников и у гостей появилась возможность задать вопросы каждому докладчику.

Дьякон Павел Александрович Строков в своем докладе «Епископ Михаил (Грибановский) о духовном образовании»  рассказал вкратце биографию владыки, поделившись тем, что епископ Михаил уже в детстве и юности снискал любовь окружающих, вокруг него всегда собирались люди. В последствие это привело к собиранию монашеского братства, которое готовило церковное возрождение в России в начале ХХ века. И именно в этом круге родилась идея восстановления патриаршества. Епископ Михаил (Грибановский) говорил: «Невозможно спасать свою душу одному, нужна взаимная братская поддержка, общество духовных аскетов». Итогом жизни владыки стала выдающаяся работа, где он приходит к доказательству бытия Божия. Епископ Михаил был уверен, что знание вырастает из внутренней гармонии, внутреннего вызревания, а в Церкви может быть только то, что дает живую связь людям. «Цель жизни человека по Евангелию – всюду, где только можно, распространять царство любви к человеку и Богу», – говорил владыка. И в его жизни как раз явилась способность соединить евангельское слово, свидетельство любви с любой стороной жизни, в том числе общественной.

Доклад Натальи Ершовой, посвященный дискуссии о жизни священников и мирян накануне Поместного собора, был основан на материалах газеты «Воронежские епархиальные ведомости», выпускавшейся в городе в начале ХХ века. Собравшиеся смогли погрузиться в события 100-летней давности и познакомиться с тем, как жила Воронежская епархия в то время. Священники на страницах этой газеты активно обсуждали начавшееся разрушение приходского устройства, разобщение клира и мирян, возможность избирать старшего на приходе, необходимость созидания общины на приходе и возрождения церковно-приходских общин. Остро стоял вопрос обеспечения священников жалованием, часто клирики были вынуждены много работать на земле, чтобы прокормить семью. Сил на проповедь уже просто не оставалось. Участники дискуссии пришли к выводу, что для возрождения церковноприходских общин меняться нужно всем: и священникам, и мирянам. Иначе ни собор, ни выборное начало не помогут.

Выступление Натальи Ершовой вызвало большой интерес у собравшихся и живое обсуждение. Гости заметили, что многие озвученные проблемы, актуальные 100 лет назад, остаются не менее острыми и в наше время.

Рассказывая об опыте жизни А.С. Хомякова, Инна Ткаченко заметила, что в Русской православной церкви он только начинает изучаться, хотя везде в мире это одно из ключевых имен. А.С. Хомяков был настоящим апологетом православия и учителем Церкви, в его жизни был живой миссионерский опыт. Кроме того, его учение открыло остроту проблемы номинального христианства. При этом Алексей Степанович описывал опыт Церкви изнутри, из глубины своего личного духовного опыта, и именно поэтому его работы имеют катехизическое значение. Он был мирянином, однако его проповедь была обращена к блестяще образованной молодежи в светских салонах ХIХ века. Хомяков отстаивал значение веры в жизни человека и превосходство православной веры над западными конфессиями. И его друзья, как апостольскими посланиями, обменивались его письмами. «В Церкви человек находит себя в силе объединения с братьями и сестрами и Спасителем», – писал А.С. Хомяков.

Далее прозвучал доклад Юлии Штонды, касающийся литургической стороны жизни Церкви, а именно чинов погребения Х-ХII в. Чин погребения прошел долгий путь формирования. И именно в Х веке появляется впервые. Сравнив древние чины, можно увидеть, что часто в них происходило помазание маслом тела усопшего, со теми же словами, какие произносятся при крещении. То есть происходило уподобление крещения с сопогребением со Христом, в чине погребения звучала надежда на воскресение в Жизнь Вечную. Так гроб становится «материнской утробой», дающей рождение во Христе. Увы в современном чине от этой практики осталось только посыпание землей, а изначальный смысл утерян. Насколько современный чин погребения отражает веру в воскресение? Это ставит вопрос об актуальности соединения древних чинов с современными и литургическом творчестве.

Завершил конференцию доклад Натальи Попковой, посвященный проблемам духовного образования и просвещения в Воронежской епархии во второй половине XIX века. Он также был основан на материалах газеты «Воронежские епархиальные ведомости». Её редакторами были сотрудники семинарии, которая тогда существовала в Воронеже. Помимо семинарии в епархии действовали четыре духовных училища. Кандидатов в священники становилось все меньше, так как в духовную семинарию мало кто хотел поступать, только из сословия духовенства. Остро стояла проблема недостаточно качественного образования: обнаруживался низкий уровень подготовки учеников и преподавателей. Активное духовенство ставило вопросы просвещения людей. С этой целью организовывались публичные чтения при Митрофановском монастыре и внебогослужебные собеседования.

Подводя итоги конференции, ведущие заметили, что она задумывалась межбратским студенческим советом как рождественский праздник, плавно переходящий в Сретенские чтения. Ведущие выразили надежду, что выступления на конференции вдохновят слушателей на получение духовного образования, чтобы каждый смог задуматься о месте христианства в современном мире.
Нелля Бедеркина
загрузить еще