В большом зале Книжного клуба «Петровский» города Воронежа 24 июня состоялась презентация монографии Юлии Валентиновны Балакшиной (к.филол.н., магистр богословия, доцент Российского государственного педагогического университета имени Герцена, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ) – «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903–1907: Документальная история и культурный контекст».
Это уже четвертая презентация книги после состоявшихся ранее и прошедших с большим воодушевлением встреч в Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске, где книга получила исключительно положительные отзывы присутствовавших на презентации известных историков, церковных и общественных представителей и была названа настоящим открытием в истории РПЦ начала XX века.
В Воронеже она прошла по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии. Тема монографии вызвала живой интерес и, несмотря на мощный летний ливень и позднее время, собрала полный зал слушателей. На встречу собрались люди различных возрастов и профессий, имеющие серьезный опыт церковной жизни и только ищущие его, но неравнодушные к судьбам церкви и общества. Пришли профессиональные историки, преподаватели Воронежской духовной семинарии, гуманитарных факультетов Воронежского государственного университета, Медицинской академии, Аграрного университета и других вузов города, студенты, члены воронежских православных братств и др.
В начале вечера протоиерей Сергий Заруцкий, возглавляющий епархиальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества, передал приветствие от имени владыки и произнес слова благодарности в адрес автора и устроителей вечера за любовь к истории Русской православной церкви, за возможность говорить на очень актуальную тему. Есть, по крайней мере, два контекста обновления: «обновление» («обновленчество»), когда в жизнь Церкви вмешивается государство, и обновление, которое идет внутри Церкви. Удивительно то, что иногда мы не дифференцируем эти вещи, и всякое желание перемен воспринимается как революционное, отвергающее некие фундаментальные основания веры. Обращаясь к временам и опыту группы «32-х» священников, мы рассматриваем смысл понятия «обновление» как возможность воцерковления современных людей. Отец Сергий отметил важность того, что данная тема получила монографическое развитие, сопоставимое с докторской диссертацией по объему, по значимости, по тому, как представлена тема: со ссылками на архивы, с рассказами о судьбах людей.
На воронежской презентации было представлено второе издание книги, первый тираж был раскуплен в течение полугода. По словам Юлии Балакшиной достаточно неожиданно исследование получило широкий резонанс за пределами исторических кругов. Ведь изначально работа писалась как научное исследование.
Встреча длилась более двух часов. Надо отметить, что благодаря, в первую очередь, содержанию повествования, его тональности, атмосфера вечера носила вдохновенный, даже праздничный характер. После развернутого рассказа-презентации автора последовало множество вопросов, среди которых наиболее острыми были следующие: о политической позиции героев монографии, учитывая, что движение получило развитие в период русской революции 1905 года; о влиянии движения на священников отдаленных провинций, в том числе, на возникновение общинного или братского опыта; о различии между явлениями реформаторства и подлинным обновлением, внешним представительством и соборностью; о диалоге церкви и культуры и примере подвижнического апологетического и миссионерского усилия «Братства ревнителей»; о преемственности их идей в трудах представителей русского религиозно-философского ренессанса; об актуальности поставленных ими проблем и поиске их разрешения для современной церковной действительности и др.
Большинство вопросов были заданы воронежскими коллегами Юлии Валентиновны, что делало разговор энергичным и глубоким. Не у всех была возможность прочитать книгу заранее, но те, кому удалось это сделать, начинали свою речь со слов благодарности.
При всем различии и широте спектра затронутых в обсуждении проблем для участников вечера деятельность «32-х» священников (и мирянина Н.П. Аксакова, выдающегося богослова, специалиста по каноническому праву) все полнее открывалась как явление подлинного обновления. Прозвучали знаменательные слова, что обновление – весна Церкви, опыт, заслуживающий внимательного изучения и осмысления.
Этапы становления, духовного роста сообщества отражены как внешне, в частности, в эволюции его названия – от группы к союзу и – наконец – к церковному братству; так и по иным внутренним критериям – плодам жизни. Движение просуществовало недолго, но подвижнический усилия его представителей имели важное значение для подготовки и проведения Поместного Собора 1917-1918 годов, оказали влияние на идеи русского религиозно-философского ренессанса. Их опыт, накопленный в практической сфере, – «созидание реального деятельного христанского общения» – получил продолжение в годы послереволюционных гонений, когда «многочисленные общины и братства стали реальным способом выживания церкви в условиях безбожного государства» и др.
А в синодик новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии вписаны имена многих входивших в движение – прот. Константина Аггева, прот. Сергия Вознесенского, прот. Димитрия Гидасова, прот. Иоанна Добронравова, прот. Александра Петрова, прот. Владимира Покровского, прот. Николая Рудинского, прот. Николая Смирнова, прот. Стефана Фокко, прот. Михаила Чельцова. Епископ Симон (Шлеев) и прот. Михаил Чельцов причислены к лику святых.